Российские археологи обнаружили самые древние свидетельства верховой езды
Учёные из России и Казахстана нашли древнейшие археологические доказательства всадничества. Дата появления верховой езды отодвинулась в прошлое как минимум на 700 лет.
Достижение описано в научной статье, опубликованной в издании Journal of Archaeological Science: Reports.
Появление езды верхом изменило жизнь человечества. Отныне посланцы правителей и огромные массы войск могли быстро перемещаться на большие расстояния, особенно в открытой всем ветрам степи.
Слитный топот сотен тысяч копыт сотворил из праха и вбил во прах несколько великих империй. Впечатляющим примером может служить Тюркский каганат, в седьмом веке нашей эры простиравшийся от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Но ещё и в начале XX века кавалерия оставалась мощной ударной силой, зачастую решавшей исход битвы, если не войны.
Но когда люди освоили искусство верховой езды, на тысячелетия изменившее военное дело и управление, а с ними и карту мира? На этот вопрос трудно ответить. Есть свидетельства одомашнивания лошади ещё за два тысячелетия до нашей эры, но "разводить лошадей" ещё не значит "ездить верхом". Вероятнее всего, самые древние коневоды попросту съедали своих питомцев, не пытаясь их оседлать. А ранние цивилизации Месопотамии использовали боевые колесницы, но не верховую кавалерию.
До сих пор древнейшие свидетельства всадничества относились примерно к 900 году до нашей эры. Теперь же эта дата отодвинулась по крайней мере на семь столетий в прошлое.
Таковы результаты раскопок одного из курганов могильника "Новоильиновский-2" в Казахстане. Около трёх с половиной тысячелетий назад носители андроновской культуры бронзового века хоронили здесь своих усопших.
Археологи обнаружили останки жеребца и кобылы. Само по себе это неудивительно: давно известно, что андроновцы разводили лошадей на мясо (традиция, которая сохраняется в казахских степях по сей день). Правда, эту пару почему-то не съели, а погребли вместе с человеком.
Учёные определили возраст животных, и эти цифры ещё больше удивили экспертов. Жеребцу на момент смерти было около двадцати лет, а кобыле – около 18. Для животных, которых планировалось съесть, они прожили слишком долго.
Наконец, рядом с лошадьми обнаружились детали древних уздечек. Но и это ещё не всё.
Специалисты обнаружили в черепах животных патологические изменения, которые, вероятно, были вызваны постоянным ношением упряжи. Об этом же говорят и следы на лошадиных скулах.
Археологи полагают, что эти лошади использовались именно для верховой езды, а не просто запрягались в колесницы.
С помощью радиоуглеродного метода эксперты определили возраст находки с точностью до нескольких десятилетий.
"Сравнение этих дат с известными нам позволило заключить, что всадничество, то есть применение лошади в военном деле, начало практиковаться значительно раньше, чем многие исследователи предполагали ранее. Так, принятая дата становления всадничества – около 900 года до нашей эры. Наши материалы позволяют предполагать, что вооружённые всадники, сражавшиеся верхом, могли возникнуть в евразийских степях не позже 1600 года до нашей эры", – говорит первый автор статьи Игорь Чечушков из Южно-Уральского государственного университета в пресс-релизе вуза.
Учёные полагают, что захороненный вместе со своими лошадьми всадник относился к властной элите древнего общества. Но вот роль этой прослойки в жизни андроновцев остаётся предметом дискуссий.
По одной из версий, это была державшаяся на силе власть. Пользуясь своим преимуществом в бою, всадники буквально вымогали поборы с местного населения. Другая гипотеза гласит, что вооружённые верховые были своего рода шерифами бронзового века. Они следили за соблюдением порядка и улаживали конфликты, за что пользовались уважением соплеменников и получали от них щедрые приношения. Не исключено, что истина где-то посередине: любая власть заинтересована в поддержании порядка на своей территории, но вместе с тем бремя её содержания могло быть не таким уж и добровольным.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о древнейших свидетельствах лошадиной стоматологии и о появлении лошадей "с лёгкой походкой".