10 июля 2020, 20:31 10 июля 2020, 21:31 10 июля 2020, 22:31 10 июля 2020, 23:31 11 июля 2020, 00:31 11 июля 2020, 01:31 11 июля 2020, 02:31 11 июля 2020, 03:31 11 июля 2020, 04:31 11 июля 2020, 05:31 11 июля 2020, 06:31

Елена Камбурова: «Я считаюсь неформатом...»

  • Елена Камбурова: «Я считаюсь неформатом...»
11 июля Елена Антоновна Камбурова отмечает юбилей. Накануне этого события мы поговорили с удивительной актрисой о песнях, планах и о Театре музыки и поэзии, которым она руководит уже почти 30 лет.


Каждая музыкальная композиция в ее исполнении — это небольшой спектакль. Песни Елены Камбуровой сопровождали жизнь не одного поколения советских и российских слушателей. Мы слышали, как ее голос пел «Спи моя радость, усни» в заставке программы «Спокойной ночи, малыши!», потом приглашал всю семью собраться у телевизора в заглавной песне тележурнала «Ералаш», звучал в известных композициях фильма «Приключения электроника» — «Крылатые качели», «До чего дошел прогресс...» и пр. Этот же голос слышен в фильмах «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Чехарда», «Без семьи», «Гардемарины, вперед!», «Небеса обетованные», «Приходи на меня посмотреть» и многих других. Она исполняет городские романсы, баллады, серенады на русском, французском, английском и греческом языках и очень ревностно относится к своему репертуару.

11 июля Елена Антоновна Камбурова отмечает юбилей. Накануне этого события мы поговорили с удивительной актрисой о песнях, планах и о Театре музыки и поэзии, которым она руководит уже почти 30 лет.


— Елена Антоновна, где Вы проводите карантин?

Е. К.: Я нахожусь в деревне под Коломной. Еще до карантина я приехала сюда отдохнуть, но отдых затянулся. Все это время повторяю тексты двух будущих спектаклей — «Маленький принц» по Экзюпери и «12» Владимира Дашкевича по одноименной поэме Александра Блока. «Маленький принц» — премьера будущего сезона. С 1 августа мы планируем начать репетиции в нашем театре, а зрителей ждем уже в сентябре, если эпидемиологическая ситуация позволит.

Этот период заставил по-новому пересмотреть наш репертуар. Мы решили возродить некоторые спектакли. Например, «12» Дашкевича уже шел в нашем театре несколько лет назад, но сейчас он будет немного другим. А еще будет восстановлен потрясающий, глубокий, музыкально-поэтический спектакль Олега Кудряшова «Вот вам, в сотый раз, Россия». Это Россия в двух датах — начало XIX и начало XX веков. Между ними — сотня лет, но в это время произошли тяжелые, трагические события, которые оставили свой отпечаток. Я пою в этом спектакле строки из «Реквиема» Анны Ахматовой, а вообще в нем заняты почти все артисты нашего театра.


— Вы с раннего детства мечтали стать певицей?

Е. К.: У каждого человека, я думаю, есть свой внутренний голос. И мой голос с детства твердил о том, что я должна стать актрисой. Хотя ничего этого не предвещало. Мои родители были простые люди: папа — инженер, мама — врач. К тому же я была очень стеснительным ребенком! Непонятно, как во мне жила эта мечта. А как она осталась жить после того, как меня не приняли в Щукинское училище? Я тогда решила не терять времени и год переждать в Училище циркового искусства, где первый год набирали студентов на эстрадное отделение. Я готовилась стать чтицей, мастером художественного слова, а о пении даже и не думала и не занималась вокалом.

Однажды мой педагог Сергей Андреевич Каштелян предложил мне послушать песни Новеллы Матвеевой и с них все началось. Ее песни были мне по плечу, несложные вокально, почти разговорный жанр: «Летняя ночь была теплая как зола// Так незаметным шагом до окраин я дошла» и т. д.. Я почти проговариваю эти слова, чуть добавляю мелодию. Потом появились песни, которые потребовали уже вокальных возможностей и я начала заниматься частным образом.


— Кто был вашим кумиром в то время?

Е. К.: Я очень любила в детстве Гелену Великанову, Клавдию Шульженко. Но когда я еще совсем молодой услышала песни Жака Бреля в Театре эстрады в Москве, я была потрясена. Я увидела, что песня способна на многое, открывает фантастический мир. Это соединение прекрасных стихов, достойной музыки и потрясающее исполнение именно актерское… Тогда поняла саму суть песни.




— За столько лет наверняка у Вас сложились какие-то свои ритуалы перед выходом на сцену?

В день выступления я почти ничего не ем, потому что очень волнуюсь! Волноваться начинаю еще накануне вечером. Самый большой страх — что я забуду текст. Все-таки в моей голове так много текстов. Я не очень люблю пюпитры и никогда их не использую, потому что из-за него нужно стоять на одном месте, а мне важно двигаться. И все же побороть волнение за эти годы мне так и не удалось. Я завидую тем артистам, которые чувствуют себя спокойно. Саша Градский сказал мне как-то: «Я никогда не волнуюсь» — вот как он уверен в себе! Я так не могу, я все время переживаю.


— Разве хоть раз в Вашей жизни было такое, чтобы Вы забыли текст на концерте?

Е. К.: Вроде бы никогда... (смеется)


— Но кроме внутреннего состояния, что еще может заставить Вас нервничать?

Е. К.: Знаете, у меня был совершенно потрясающий опыт в Сан-Франциско. Мы уже готовились к выходу на сцену, и буквально за 10 минут до начала концерта вырубился свет. Зал уже полон и я в полной растерянности... Я же привыкла к микрофону, музыканты в полной темноте. Я была в ужасе — что делать? Это было трудно, но мы решили начать концерт. Зал был немаленький, но зрители очень тихо себя вели и каким-то чудом мы отработали первой отделение, а потом уже включили свет.


— Как часто появляются в Вашем репертуаре новые песни?

Е. К.: Раньше было такое обилие хороших песен, что я просто не справлялись. У Новеллы Матвеевой огромное количество песен, почти все я спела, у Окуджавы бесконечное множество. У Владимира Дашкевича очень много прекрасных песен на стихи Мандельштама, Ахматовой, Блока, Цветаевой, Маяковского. Это был какой-то нескончаемый поток. А сейчас песен стало меньше.


— Как же в этом потоке выбрать самое лучшее?

Е. К.: Я помню свою самую первую песню «Я тебя не люблю», которую написал Кирилл Акимов и я исполняла ее на радио. Но я сразу же почувствовала, что петь эту песню со сцены я не буду. Сразу определила для себя ту грань, через которую не буду переходить и потом больше не было таких песен. У меня очень строгий отбор, этому меня научили сами песни. Я всегда смотрю на стихи и если они мне интересны, то я берусь за исполнение.

И мне неважно, когда написаны стихи. Стихи вновь рождаются в тот момент, как только я начинаю их произносить. «Я ехал к вам: живые сны// За мной вились толпой игривой...» Понимаете, Пушкин звучит не архаизмом, а так, как будто это только что произошло. В этом прелесть стихов и песен, что они рождаются, как только их произносишь, они живые, нестареющие существа. Стареют только те песни, которые не привлекают ни музыкой, ни стихами.




— Как воспитать в молодежи понимание этой ценности?

Е. К.: Я уверена в том, что воспитателем могут быть конкретный человек и впечатления. Если по радио и телевидению одни и те же примитивные песни, и они звучат постоянно, то маленький ребенок не различает плохо это или хорошо, или средне. И после современных песен ему уже сложно понять другие, например, мои, они кажутся ему скучными и неинтересными. Если бы по тв или радио транслировали песни с хорошими стихами, окрыляющей музыкой, и все было подано интересно, но не только по каналу «Культура», но и в других СМИ... Вы слышите мои песни на других каналах?


— Нет.

Е. К.: Я считаюсь неформатом, а когда форматом будет такого рода песни, тогда вырастет другое поколение — думающее, понимающее. То есть, отвечая на Ваш вопрос, воспитателем являются семья и СМИ. А Вы посмотрите программы об артистах — обсуждается кто муж, кто жена, но об увлечениях, о творчестве, о поэзии почти не говорится... Но как это перевернуть, не знаю.


— У Вас есть Ваш театр и Ваш зритель, Вы воспитываете!

Е. К.: Мой театр — это просто какое-то чудо. Чудо прежде всего в том, что он вообще появился. Это была чистейшая авантюра с моей стороны, правительство Москвы просто поверило мне на слово. Я сказала, что необходим такой театр, в котором проживали бы одновременно и музыка, и поэзия. Появились помещение и стало легче. Почти случайно появился первый спектакль. Олег Синкин, который был моим аккомпаниатором, оказался хорошим аранжировщиком. И мы сделали первый спектакль — «P.S.: Грёзы», основанный на музыке Шуберта и Шумана. А потом его довел до ума Иван Поповски, он же стал режиссером театра и заместителем художественного руководителя.

Знаете, День рождения, это всегда подведение итогов. Я очень много не сделала. Например, я могла бы спеть «Песни и пляски смерти» Мусоргского, да и вообще многое чего. Хотела бы, чтобы в театре шли новые спектакли. Например, у нас есть спектакль «И снился мне сад», это история начала ХХ века, 1904 год. Люди не представляют, что случится революция, не верят в это. И мне хочется сделать что-то подобное, про канун Второй мировой войны, когда люди также не представляют, что мирное время кончится. Планов еще много.

Беседовала Дженнет Арльт
Фото из личного архива певицы

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация