Как Фургал становился "невидимкой"
Стали известны фамилии силовиков, которые, предположительно помогали бывшему губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу долгое время оставаться безнаказанным. Следствие считает, что в середине 2000 годов дальневосточный бизнесмен оставался в тени из-за фокусов с документами. Как получилось, что фамилия Фургала пропала изо всех баз данных хабаровских силовиков?
Следователи продолжают собирать доказательную базу по уголовному делу теперь уже бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Работа ведется на всех фронтах: в Москве, в Центральном аппарате и в краевом управлении. Сюда приходят очевидцы и свидетели тех событий. Следователи опрашивают и бывших сотрудников милиции, которые в конце девяностых – начале двухтысячных расследовали резонансные преступления в Хабаровском крае.
"Следствию стало известно, что на тот момент крупный предприниматель и депутат Фургал оказывал серьезное влияние на отдельных высокопоставленных сотрудников милиции. Они информировали его о предварительном следствии, что позволило скрывать причастность к произошедшему", – поясняет руководитель управления взаимодействия со СМИ СК России Светлана Петренко.
Делать Фургала "невидимкой", предположительно, помогали фокусы с документами. К примеру, в постановлении о назначении медицинской судебной экспертизы от 2004 года, выданном в ходе расследования убийства предпринимателя, в фамилии случайно или нарочно сделана ошибка – вместо "Фургал", написано "Фурган". Позже ее поправили, но в протоколе судебного заседания по этому же делу – снова ошибаются. Фургал вновь превращается во Фругана. Это во многом объясняет почему фамилия высокопоставленного чиновника не значилась ни в одной базе данных. Потом база и вовсе исчезла.
Следователям стало известно, что вся база данных Дальневосточного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) хранилась на дискете: данные по нераскрытым преступлениям, справки оперативников, имена, фигуранты. Но вся информация странным образом пропала вместе с дискетой в тот самый момент, когда главное управление МВД по Дальневосточному округу возглавил Анатолий Золотарев. С 1997-го по 2001-й годы Золотарев возглавлял УВД Хабаровского края, затем был назначен начальником управления по Дальневосточному округу, которым руководил до 2009-го года. Именно в этот период в регионе происходили громкие заказные убийства коммерсантов, процветали крышевание и рэкет. Местные жители хорошо помнят те времена.
"Эти братки ходили по барахолке. У кого что хотели, то и отбирали. Я однажды видела, как молодой человек продавал детское питание в баночках. Подошли эти братки, все взяли у него. Я испугалась – думала, что и мне несдобровать. Они же с ножами ходили", – вспоминает жительница Хабаровска Мария Васильева.
Ключевые вопросы решал на тот момент лидер организованного преступного сообщества "Общак" Евгений Васин, известный как Джем. Так называемым "смотрящим" по Хабаровску у него был Юрий Масленников по прозвищу Краб. Ему подчинялась организованная преступная группировка "Моисеевская" с лидером Михаилом Тимофеевым. Сергей Фургал, как утверждают источники, был для него сначала ручным коммерсантом, занимался скупкой и продажей металла, а после получил самостоятельность и начал, по данным следствия, организовывать устранение неугодных с помощью участников все той же группировки. Позже Тимофеев, как считают следователи, стал помощником и личным телохранителем Фургала.
Светлана Петренко уточняет – исполнителями убийств являлись участники местной преступной группировки, с которой в 2000 годах был тесно связан один из приближенных Фургала Андрей Карепов, ставший его помощником в период работы депутатом Государственной думы.
Во время допросов последний начальник расформированного УБОПа Хабаровского края подтвердил, что многие офицеры этого подразделения получали деньги от бизнесменов, близких к Фургалу. О связях силовиков с криминалом ранее писали в местной прессе. Покровителями будущего губернатора Фургала, со слов журналистов, могли быть Вячеслав Баранов – начальник УВД Хабаровского края и Владимир Малиновский – прокурор Хабаровского края и пришедший ему на смену Юрий Гулягин.
"Руководители правоохранительного блока, контрольно-надзорных органов, судебной власти, депутатского корпуса, чиновники зачастую очень близко знают друг друга и, фактически являясь выходцами из одной среды, в том числе даже, будучи одноклассниками зачастую так или иначе образуют некую сплоченную группу", – поясняет экс-сотрудник УФСБ России по Москве и Московской области Александр Беляев.
Впервые имя Фургала как возможного заказчика убийства прозвучало в 2004 году. Тогда в селе Лермонтовка на одной из его баз по приему металла произошел конфликт с Романом Сандаловым. Ему не заплатили деньги за сданный металл, и он забрал его назад. Говорят, это не понравилось Фургалу. В село прибыла группа из крепких молодых людей во главе с личным водителем коммерсанта Владимиром Журавлевым. Сандалова застрелили из охотничьего карабина.
Мать убитого Наталья Сандалова называет Журавлева убийцей: "Он стрелял в моего сына. Следователь переквалифицировал дело со ст. 105 УК (убийство) на ст. 109 (убийство по несторожности). Заказчиком был Сергей Иванович Фургал".
Фургал тогда вступился за Владимира Журавлева. Отсидев 1,5 года в колонии, тот вернулся на работу к своему покровителю. Сейчас от Фургала, похоже, пытается откреститься. На вопрос корреспондента телеканала "Россия 1", что его связывает с Сергеем Фургалом, Журавлев лаконично ответил "Ничего" и бросил трубку.
Для следствия очевидно, что преступления были совершены в угоду коммерческим интересам Фургала. Он может быть причастен к расправе над собственным компаньоном Олегом Булатовым, к покушению на бизнесмена Александра Смольского, который остался жив, а также к убийству дальневосточного предпринимателя Евгения Зори, с которым у Фургала был конфликт из-за здания завода ЖБИ № 2 в Хабаровске. В 2004 году вокруг объекта разгорелись споры. Одна часть здания принадлежала Сергею Фургалу. Тут располагался пункт приема металла. А другую выкупил Евгений Зоря. Фургалу это, якобы, не понравилось. Он сначала просил продать ему долю, а потом перешел к угрозам.
После ареста Фургала вдова убитого Лариса Зоря впервые за 15 лет дала интервью. Сейчас она с детьми живет в Канаде. Была вынуждена покинуть Родину, опасаясь расправы.
"Для меня совершенно ясно, что убийца и заказчик этого преступления – Фургал. Следователь, который вела расследование, сказала, что "у нас большая доказательная база, и мы скоро найдем преступников". Но когда в деле стали фигурировать фамилии Фургала и Мистрюкова, стали вызывать наших сотрудников и говорить, чтобы они поменяли свои показания. Поменяли следователя, и вскоре дело вообще было закрыто", – вспоминает она.
Лариса Зоря уверена: если бы расследование не начали следователи из Москвы, дело вряд ли когда-либо вообще раскрыли. "Все эти годы моя семья и друзья мужа продолжали добиваться правды. Но из-за того, что все решалось на местном уровне, наши попытки не были успешными. Потому, что все начиналось и заканчивалось в Хабаровске, и мы не могли ничего с этим поделать. Мы знали, что у Фургала есть большие покровители, связи. Потом он стал депутатом, получил депутатскую неприкосновенность и это тоже осложнило все наши возможности по поиску убийцы мужа", – вспоминает она.
Вдову убитого бизнесмена арест Фургала как заказчика убийств и покушений спустя 15 лет не удивил. Она называет Фургала преступником и убийцей. "И на месте моего мужа мог оказаться любой из вас, кто осмелился бы встать на пути Фургала. И когда я слышу, "зачем ворошить дела 15-летней давности?"… Знаете, у убийства нет срока давности", – считает Лариса.
Недавно у дочери убитого Зори был выпускной. По традиции девочки танцуют первый танец с отцами. Поначалу Аня отказывалась идти на выпускной, так как танцевать ей было не с кем. "Я ей сказала: "Ты будешь танцевать со мной". Мы танцевали, и слезы текли у нас по щекам. Когда танец закончился, мы стояли и плакали", – вспоминает вдова убитого бизнесмена.
После ареста Сергея Фургала родственники многих жертв вздохнули с облегчением. Лариса заявила, что прилетит в Хабаровск. Вместе с другими пострадавшими она ждет окончания расследования и надеется на справедливое наказание. Ведь за смерть близких кто-то должен ответить.