Теперь мечеть: что стало со Святой Софией
Горы мусора, поваленные металлические ограждения и новый режим работы 24 часа 7 дней в неделю. В таких условиях собор Святой Софии завтра начнет свою вторую рабочую неделю в статусе мечети. Накануне Эрдоган распорядился, чтобы двери стамбульской Айя-Софии не закрывались даже ночью – в городе уже третьи сутки пробки, а на пути пешеходов – "последствия" пятничного намаза. Такое количество оставленных где попало пластиковых бутылок, целлофана и газет турецкие соцсети назвали позором. А мэрия Стамбула – внештатной ситуацией. Клеймят турецкие власти – и не только за мусор – греки. Они не понимают, почему молчит патриарх Константинопольский. Анкара в ответ называет соседей "испорченными детьми Европы", а патриарха благодарит за "взвешенное отношение".
Глава Турции читает суру Аль-Фатиха, открывающую Коран. Внутри мечети ему внимают 500 человек – вся политическая и религиозная элита страны, отдельно в женской части – жена Эрдогана Эмина. Снаружи – 350 тысяч верующих обратили в молитве руки к небу. По масштабу празднования и его трансляции в прямом эфире ясно – не только для христианской святыни, но и для всей Турции наступил новый этап. Каким он будет, говорят детали. В руках у имама – меч султана Мехмета, Завоевателя Константинополя.
Этот ритуал родом из Османской империи. Согласно традиции, правая рука на рукояти символизирует готовность использовать меч, это образное послание врагам. Реликвию привезли, судя по всему, в последний момент. Вот в прямом эфире подъезжает кортеж президента. Там, где раньше был выход из музея, Эрдоган заходит на территорию Айя-Софии. В толкотне один из помощников в спешке передает другому предмет, очень похожий на меч султана.
Чем закончилось предыдущее завоевание собора Святой Софии, христиане знают хорошо – мозаики и фрески оказались или уничтожены, или закрашены. Поэтому весь христианский мир в трансляции пытался разглядеть – что же стало с ликами Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи? Вот за белыми шторами в апсиде угадывается Богородица, восседающая на троне. Так теперь будет всегда во время намаза – 5 раз в день. А вот с ликами шестикрылых серафимов, что украшают подкупольный квадрат, не пришлось ничего придумывать, их закрыли розетками еще в османские времена.
Но атмосфера не в музее, а в мечети, иная. Тысячелетний мраморный пол закрыт ковром, оставили только омфал – место императорского престола. Неясно, где и как туристам предстоит разуваться. Даже на первой пятничной молитве у входа была неразбериха, высокопоставленные участники торжества с обувью в руках освобождали место для президента Эрдогана.
Траурным звоном откликнулась Греция на происходящее в сердце Константинополя-Стамбула. В Афинах и Салониках – митинги, в знак протеста жгут турецкие флаги. МИД Турции отреагировал на это жестко – посоветовал грекам забыть о византийской мечети.
Ответных действий ждали от патриарха Константинопольского, чья кафедра до турецкого завоевания находилась в храме Святой Софии. Но даже заявление по поводу изменения статуса музея Варфоломей сделал одним из последних. Вселенский патриарх, который ютится в стамбульском квартале Фанар, занимался в последнее время церковным расколом на Украине, а в историю войдет как тот, при ком Святая София снова стала мечетью.
"Турецкие власти не прислушиваются к голосу патриарха Варфоломея и чаще всего просто игнорируют его мнение, как произошло и в настоящем случае. Некоторые наши журналисты, комментаторы и обозреватели говорят даже о том, что патриарх Варфоломей сам виноват в том, что святую Софию превратили в мечеть, что он не смог отстоять статус этого храма. Но, конечно, у него таких возможностей и не было, потому что его влияние в Турции очень ограничено", – считает митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион.
А вот президент Эрдоган, напротив, пышным пятничным богослужением хочет продемонстрировать свое лидерство в мусульманском мире. Но само решение о смене статуса Святой Софии, в первую очередь, направлено на решение внутренних проблем. Муниципальные выборы 2019 года для правящей партии во главе с Эрдоганом закончились неудачно, а пандемия обнажила экономические проблемы. Глава республики пообещал оставить доступ к объекту для всех желающих и обеспечить сохранность христианских святынь. Вход в Айя-Софию после окончания пятничной молитвы открыли, но пока попасть туда можно, только отстояв на жаре многочасовую очередь.
И вроде бы для туристов изменилось немного: вход в мечеть Айя-София разрешен и бесплатен – раньше нужно было покупать билет за 10 долларов. Но музей Айя-София был символом светской и толерантной Турции, созданной Кемалем Ататюрком. И теперь этот символ исчез.