5 августа 2020, 18:13 5 августа 2020, 19:13 5 августа 2020, 20:13 5 августа 2020, 21:13 5 августа 2020, 22:13 5 августа 2020, 23:13 6 августа 2020, 00:13 6 августа 2020, 01:13 6 августа 2020, 02:13 6 августа 2020, 03:13 6 августа 2020, 04:13

Он не боялся сказать: я этого не знаю

  • Он не боялся сказать: я этого не знаю
Сотрудник Лаборатории №2 Владимир Иосифович Меркин стал главным инженером первого в СССР промышленного уран-графитового реактора «А» на Урале. Он участвовал в разработке и обосновании технологической схемы этого проекта, а позднее – в сооружении самого реактора, его пуске и выводе на проектную мощность...

https://cdn-st1.smotrim.ru/vh/pictures/o/299/487/1.png

Владимир Иосифович Меркин ученый, инженер, специалист по разработке и исследованию ядерных реакторов. В годы Великой Отечественной войны занимался оборонными разработками. Внес большой вклад в создание первых атомных реакторов. Лауреат трех Сталинских премий (1942, 1951, 1953 гг.) и Государственной премии СССР (1982 г.), награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почета, медалью «За оборону Кавказа». В 1944 г. стал сотрудником Лаборатории № 2, где проработал всю жизнь.

В.И. Меркин родился 24 апреля 1914 г. в белорусском селе Смоляны Оршанского района Витебской области. В 1939 году окончил Московский институт химического машиностроения, работал инженером в Проектном институте Наркомата химической промышленности СССР. В предвоенные годы занимался созданием огнеметов и средств дымовой защиты для флота в оборонном конструкторском бюро. Именно коллективу под руководством В. И. Меркина довелось создать первые образцы советских огнеметов, которые были приняты на вооружение. За эти работы в 1942 году инженер был награжден Сталинской премией.

https://cdn-st1.smotrim.ru/vh/pictures/o/299/485/2.png

В.И. Меркин, 1942 год

Его друг академик И. И. Новиков вспоминал: «Владимир Иосифович был творческой личностью. Мы познакомились в 1940 г. Тогда я после окончания физфака служил на флоте. Среди прочих была задача о создании средств дымовой защиты на флоте. Задача не новая… Для разработки таких средств для флота привлекли ЦКБ-114, где за год до этого по окончании Московского института химического машиностроения начал работать В.И. Меркин. Отработка оборудования и испытания проводились в Баку на базе Каспийской флотилии. Лидирующая роль В.И. Меркина в этой работе определилась на стадии испытаний. Здесь проявились его характерные черты: умение работать с большими коллективами в условиях значительной неопределенности, когда могли быть и случались различного рода неожиданности. Выручали его энергия и замечательная интуиция… Здесь в Баку нас и застала война. Как-то неожиданно пришло известие о присуждении нам Сталинской премии. Эта награда буквально окрылила В. И. Меркина, он поверил в свои силы».

В 1941 г. В. И. Меркин был назначен главным конструктором военного завода в Баку. Здесь он познакомился с В. В. Гончаровым директором завода синтетического каучука, который в 1943 году и порекомендовал талантливого инженера И. В. Курчатову. В. И. Меркин был ошеломлен новостью: немедленная, в два дня демобилизация, потом в распоряжение И.В. Курчатова. Он вспоминал: «28 мая 1944 года вышел приказ, подписанный И. В. Курчатовым, об организации сектора № 6 и назначении меня заведующим сектором». Его первой ядерно-оружейной темой стало исследование способов сближения подкритичных частей ядерного заряда для осуществления взрывной реакции на быстрых нейтронах (19441946 гг.). Он вспоминал, что его первой задачей стало выяснение условий синхронизации выстрелов из двух стволов, установленных параллельно. Исследователями фиксировалось положение вылетающих при выстреле снарядов на расстоянии в метр. Необходимо было достигнуть такой синхронизации, чтобы разница во времени вылета снарядов не превышала десятитысячной доли секунды. «Начинали мы свои эксперименты со стрельбы из армейских винтовок. С помощью Б.Л. Ванникова нам быстро привезли десяток винтовок и несколько ящиков с патронами... Вскоре мы с Ю.Б. Харитоном наметили план постепенно укрупняющихся стрельбовых экспериментов на стволах с возрастающими диаметрами, начиная от калибра 7,62 мм, т.е. винтовки, и кончая калибром 75 мм, т.е. пушки...».

Вскоре В. И. Меркин был назначен главным инженером первого в СССР промышленного уран-графитового реактора «А» на Урале. Он вспоминал: «Игорь Васильевич стоял у окна и приветливо, но как-то загадочно улыбался. Усадив меня в глубокое кресло, он сел напротив… дал понять, что ставится вопрос о разработке промышленного котла, и назвал его требуемую мощность... В заключение он предложил мне поработать над устройством реактора и расчетами его теплофизических характеристик».

Владимир Иосифович участвовал в разработке и обосновании технологической схемы этого проекта, а позднее – в сооружении самого реактора, его пуске и выводе на проектную мощность. «В один из ранних майских дней 1945 года… я вошел в кабинет к Игорю Васильевичу и торжественно развернул перед ним схематический чертеж уран-графитового реактора, охлаждаемого обычной водой... На ватмане, внизу, под таблицей с основными данными, виднелась ставшая впоследствии исторической лаконичная надпись: «Аппарат А». И. В. Курчатов внимательно рассматривал чертеж и, принимая окончательное решение о строительстве выбранного типа реактора, пошутил: «Такой реактор заслуживает выдачи патента».

Под руководством В. И. Меркина был проведен ряд прикладных исследований, заложивших основу дальнейшего наращивания мощности промышленных реакторов. Большое внимание Владимир Иосифович уделял и вопросам безопасности, в чем его неизменно поддерживал И. В. Курчатов: «…очень беспокоил вопрос: возможна ли надежная работа реактора? Выход мне виделся только в оснащении каждого канала системой индикации и сигнализации об опасных изменениях определяющих параметров... Причем сигналы СРВ и ПРВ от всех каналов должны поступать в систему быстрой аварийной защиты, а остальные — служат как предупредительные, так как не требуют немедленной остановки. Но при рассмотрении проекта на секции № 1 Научно-технического совета это предложение было сначала отклонено, как технически весьма сложное и срывающие жесткие сроки строительства реакторного объекта. Я как технолог категорически протестовал против такого мнения, и Курчатов меня решительно поддержал, что и определило выбор: эта система вошла в проект. Как показала дальнейшая практика, без нее было бы невозможно эксплуатировать реактор».

В 1952-1954 гг. под руководством В. И. Меркина был создан и выведен на проектную мощность первый в СССР исследовательский водо-водяной реактор (ВВР-2), который послужил прототипом целого семейства ядерных установок, сооруженных во многих научных центрах СССР и зарубежья.

Владимир Иосифович занимался и разработкой первых атомных реакторов для нужд транспорта. Так, под его руководством были выработаны основные технические решения для энергетической установки первого в мире советского атомного ледокола «Ленин».

В 1960-е годы он руководил исследованиями по газоохлаждаемым и высокотемпературным реакторам. Важным научно-техническим результатом этих работ явилось создание уникальных экспериментальных установок, в частности, первой в мире установки «Ромашка» с прямым преобразованием ядерной энергии в электрическую. В 1964 году Владимир Иосифович защитил докторскую диссертацию.

В. И. Меркин участвовал в работах по созданию промышленного реактора нового поколения. Коллеги вспоминали, что для В. И. Меркина был характерен стиль руководства, «который можно назвать горячим и увлеченным. Он мог спокойно сказать: я этого не знаю».

За свою долгую жизнь В. И. Меркин опубликовал более 300 научных работ, получил множество авторских свидетельств и патентов, был удостоен государственных наград и премий.

Читайте также:
Из дневника доктора технических наук Владимира Иосифовича Меркина

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация