13 августа 2020, 13:15 13 августа 2020, 14:15 13 августа 2020, 15:15 13 августа 2020, 16:15 13 августа 2020, 17:15 13 августа 2020, 18:15 13 августа 2020, 19:15 13 августа 2020, 20:15 13 августа 2020, 21:15 13 августа 2020, 22:15 13 августа 2020, 23:15
  • Мария Свешникова

Монашество: что ищут и находят в монастыре

  • фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
    фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
  • фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
    фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
  • фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
    фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
  • фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
    фото: пресс-служба Русской Духовной Миссии Спасибо МаС
Для большинства молодых людей решение посвятить свою жизнь Богу – осознанное решение. В жизни каждого прослеживается цепь событий, приведших к мысли о принятии пострига. Способствовать этому могло обучение в православной гимназии, в семинарии, знакомство с яркими христианами или алтарничанье.

В Горненский женский монастырь прибыла новая настоятельница. Ею стала монахиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Екатерина (Чернышева).

На самом деле о назначении монахини Екатерины стало известно еще 11 марта. Тогда Синод Русской православной церкви объявил о своем решении освободить после 30 лет служения игумению Георгию (Щукину) от обязанностей настоятельницы Горненского женского монастыря. Однако в Горненскую обитель новая игумения смогла приехать только 10 августа.

Выбирая Чернышеву, Синод принимал во внимание сразу несколько факторов. Любимая и почитаемая монахинями мать Георгия (ее оставили почетной настоятельницей) давно и сильно болела. Горненский монастырь – место особенное. Безусловно, так можно сказать о любом монастыре, но Горненский находится на Святой Земле – в Израиле. В 7 километрах от старого Иерусалима в районе Эйн-Карем. Там родился Иоанн Предтеча. Там же произошла встреча Девы Марии с праведной Елизаветой. Так что для Московского Патриархата, как и для любой христианской церкви и даже для многих конфессий, монастырь играет важную стратегическую роль.

В пользу выбора монахини Екатерины говорило то обстоятельство, что у нее огромный опыт организации монастырского уклада: она решила стать послушницей в Серафимо-Дивеевском монастыре, когда там только начала возрождаться жизнь (21 сентября 1927 года монастырь был закрыт на 64 года). Монашеский постриг приняла в 1998 году, в монастыре была благочинной.

Можно предположить, как будет складываться жизнь настоятельницы и монахинь в ближайшие годы. При новой игумении начнутся перемены – каждый вновь приходящий человек что-то хоть немного, но меняет в монастыре. Хотя бы потому, что в Горненском она – человек пришлый и за долгие годы жизни в Дивееве привыкший к определенному течению событий.

Самое лучшее для монастыря – избрание игумена из братии. "Нельзя в семью отца назначить", – говорят монахи об игумене со стороны. Даже если настоятельница захочет продолжать традиции игумении Георгии, ей понадобится несколько лет, чтобы понять, как организован монастырь. Поэтому можно предположить, что первые несколько лет всем придется нелегко. Впрочем, в монастырь не идут в поисках легкой жизни.

Уйти в в монастырь

Назначение новой игумении всколыхнуло целый ряд вопросов: как и зачем сегодня попадают в монастыри? По какому принципу люди подыскивают "свою" обитель? Как часто уходят оттуда или сбегают, не выдержав? Для чего современному человеку становиться причастным странной жизни в монастыре? Не лучше ли этот атавизм упразднить: монастыри закрыть, а монахов отправить по домам?

Ответить на эти вопросы согласились послушники, монахи обоих полов, иеромонахи (монах в священническом сане), жившие и продолжающие жить в монастырях не только в России.

Первые же ответы развенчали главный миф, что люди (в первую очередь девушки) уходят в монастырь в состоянии эмоциональной нестабильности, причиной которой может быть несчастная любовь, желание уйти от родительской опеки, увольнение с работы. Словом, любые события, которые молодым людям свойственно драматизировать. С другой стороны оказалось, что желание и потребность изменить жизнь кардинально зачастую испытывают те, кто совсем недавно пришел к вере.

И все же, для большинства молодых людей решение посвятить свою жизнь Богу, пойти по монастырскому пути спасения было осознанным. Произошло это не просто так: в жизни каждого прослеживается цепь событий, приведших к мысли о принятии пострига. Способствовать этому могло многое: обучение в православной гимназии, в семинарии, чтение религиозных книг, знакомство с яркими, способными увлечь своим примером христианами, или алтарничанье с детства. Все происходящее с будущим иноком необходимо умножить на его характер, психотип, ситуацию в семье. Потому что на другую личность те же самые события подобного воздействия не окажут. Возможно, она их даже не заметит.

Начало труднического пути

Следующая ступень – обстоятельства в жизни потенциального монаха начинали складываться таким образом, что он оказывался в монастыре, где ему настолько все нравилось, что просил благословения (разрешения) пожить и поработать там в качестве трудника.

Такая функция предусмотрена во всех монастырях, что называется, "от Москвы до самых до окраин", поэтому "устроиться" на послушание (работы, благословленные настоятелем, которые послушно выполняются) не составляет труда. В большинстве обителей есть паломнические гостиницы или какие-то помещения, где совершающие паломничество по святым местам могут остаться на несколько дней. Если паломники осознают, что хотели быть пожить в монашеской среде подольше, на это надо взять благословение (разрешение) у начальства. Они становятся трудниками, а еду и проживание отрабатывают на послушаниях.

Паломничество и трудничество — идеальное время, чтобы присмотреться к устройству монастыря, его организации, к взаимоотношениям между монахами и игумена с монахами. Во многом это зависит от работ. Если поставят на послушание в поле или в коровнике, ни времени, ни возможностей наблюдать не будет. А на кухне или если дадут убираться в храме между службами – лучшей возможности и представить себе невозможно.

Уставные отношения

Обычно всем хватает времени и на молитву, и на работу, и на общение с монахами и остальными паломниками, чтобы узнать о распорядке монашеского быта, о количестве служб в день, послушать жалобы и даже сплетни. Словом, сделать в очередной раз вывод: стоит ли менять мирскую жизнь на уединение и затворничество. И понять, что монастыри живут по особому своду правил – уставу. За основу современных всегда берутся старинные уставы, но каждая обитель неизбежно переписывает их "под себя". Устав – это не только правила, но и традиции каждого конкретного монастыря. Он пишется годами. Он рождается из условия бытия, порядка, богослужений и даже из природных условий. Уставы разных монастырей могут существенно отличаться друг от друга, и ознакомиться с ними желательно до пострига, а не после, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Изучение правил и нюансов жизни в общежитии зависит от того, развита ли у человека наблюдательность и насколько высока степень эйфории от осознания, что он находится в богоизбранном месте среди удивительных, практически святых людей. Последнее в большей степени присуще неофитам (новообращенные новички в любой религии). Они восторженно счастливы, пребывая в уверенности, что "в монастыре все святые", и убеждены, что ничего дурного в таком месте с ними никогда случиться не может.

Но для проверки самого себя и своего выбора до принятия окончательного решения желательно съездить в несколько монастырей, чтобы осмотреться. И обнаружить, что монастырь – это общежитие, мужской монастырь – общежитий мужское, а женский монастырь – общежитие женское. Со всеми присущими такому месту событиями, переживаниями, эмоциями.

Идеальный вариант для знакомства с внутренней жизнью обители – небольшие, малоизвестные скиты, придерживающиеся традиций Святогорского устава, где царит здравый дух. Потом, позже, метания по монастырям не поощряются. Если монах неожиданно начинает ездить – искать обитель "получше" – таких называют "шаталовой пустынью".

За время поиска своего места, самого себя и принятия важнейшего решения важно найти не только монастырь, но и духовника, наставника. Некоторые самонадеянно считают, что справятся без духовного руководства (или даже не знают, что оно нужно), но и они впоследствии убеждаются: на этом пути без поддержки и наставлений обойтись практически невозможно.

Послушание

Если первые дни и месяцы не остудили душевное горение паломника, он идет к игумену и сообщает о своем желании принять постриг в его монастыре. Внимательный игумен обычно догадывается о предмете разговора заранее. Тем более, что в монастыре каждый человек на виду. И если намерения серьезны, он предлагает остаться в монастыре и начинает присматриваться к будущему монаху.

Следующий этап подготовки продлится три года. Он называется послушничество. Послушник – это почти тот же трудник с той лишь разницей, что трудник может уехать из монастыря в любое время (да и приезжает он обычно ненадолго), а послушник живет в монастыре постоянно.

Зато он официально считается человеком, готовящимся к монашеству, привыкая к конкретному монастырю, игумену, братии. Если паломник может пропустить службу или попросить сменить ему вид трудничества, послушник должен беспрекословно выполнять все указания, которые ему даются, даже если в некоторых он не увидит большого смысла. Считается, что так о нем заботятся, в нем воспитываются и проверяются послушание, смирение, кротость и желание посвятить свою жизнь Богу целиком и полностью.

Еще одним отличием послушников является одежда. Она не просто скромная и непритязательная: послушник носит подрясник и скуфью, послушница – подрясник и плотно повязанный темный платок. Зато имя остается данное при рождении.

Как в сказках пролетели три года, за которые были стоптаны три пары железных сапог и изгрызены три каменных хлеба, орошенные счастливыми слезами ожидания пострига. Послушник приходит к игумену за самым важным для него благословением – на монашество. А настоятель предлагает еще подождать – не готов, или отказывает, считая, что этот человек не подходит его обители или вообще не создан для монастырской жизни.

Можно попробовать "уломать" игумена, можно поездить по разным монастырям и скитам – где-то обязательно примут: умеющие петь, читать на церковно-славянском, знающие службу и монастырский уклад люди всегда в дефиците. И начать послушнический путь по новой. Или вернуться "в мир" и продолжить жить как все.

Таких послушников, кого не постригают, приличное количество. Но остальные добрались до заветной цели? Не тут-то было. Есть еще пара промежуточных степеней: рясофорный послушник (послушница) и инок (инокиня). Впрочем, иноческий постриг (иной, отрекшийся от мира) – это и есть первая степень монашества. Во время этого чина совершается символическое пострижение волос в знак принадлежности Церкви и дается новое имя, означающее начало новой жизни. И приближение главного события для человека, решившего дать обеты Богу, – монашеский постриг.

Возвращение в мир

Иночество – последний рубеж, когда можно уйти. Хотя, из монастырей уходят и после того, как дали обеты, после монашеского пострига. Что является огромной трагедией и для монаха, и для всего монастыря, поскольку монашество – звание пожизненное. Принимая это положение, святые отцы Вселенских Соборов исходили из установки, что монашеские обеты даются Богу, поэтому только Он может освободить человека от них, что происходит лишь со смертью монаха. Василий Великий считал, что человек, принесший самого себя в дар Богу, уже не обладает собой. Поэтому уход из монастыря может рассматриваться только как святотатство – воровство у Бога его собственности.

Уходят же потому, что эйфория заканчивается. И внезапно те самые люди, кто совсем недавно видел только свет и радость монастырской жизни, начинают подмечать чужие грехи, проступки, неправедность и разочаровываются в монахах и монашестве. Иногда, если послушник неправильно распределяет свои силы, а наставничества нет, происходит выгорание. Тот самый коллектив, который совсем недавно восхищал, начинает подавлять.

Это означает, что несмотря на всю долгую и серьезную подготовку он оказался не готов к отречению от своей воли. Но это в монастыре самое главное. Не пост, воздержание или молитвы, а отречение. Ты же точно знаешь, как надо, но тебе сказали – иди и делай иначе, и ты должен так делать, не думая "какого рожна она мне это приказала". Отречение своей воли – это классика, описанная во всех монашеских книгах, но достичь его нереально сложно.

Послушник (монах) искренне старается жить с Богом, но постепенно осознает, что не справляется с духовной жизнью, при этом он связан обязательствами и послушаниями с остальной братией монастыря и оказывается вовлечен в бесчисленное множество чужих проблем. Или он не видит для себя примера истинной веры. Иногда – в настоятеле. А для игумена самое главное – ответственность и необходимость быть честным в своих духовных делах, потому что он не имеет права учить других тому, что сам не способен выполнять.

Кому нужны монастыри

Если так трудно жить в монастыре, если главное для каждого христианина – это спасение собственной души, возможно, стоит закрыть монастыри? Тем более, что в Русской православной церкви значительное число монахов и иеромонахов как жили до пострига, так и продолжают жить у себя дома или на приходе. Не говорит ли это о том, что в современном мире монашество в его традиционной форме уже неактуально?

Оказывается, актуально. Больше того, монахи XXI века уверены, что его обязательно нужно оставить, потому что это один из тысяч устоявшихся традиционных путей спасения. Есть люди, для которых монашество – идеальный путь спасения души. Они не расположены к общению с миром, к семье, им необходимо монастырское одиночество.

Мало кто из "непосвященных" знает, что кроме послушаний и общих молитв у монаха есть келья. И основное дело совершается именно там: во время ежедневной встречи с Богом один на один.

Но есть еще один важный момент, который обязательно стоит упомянуть, раз жизнь в монастыре – это путь для небольшого количества людей. В России существует такое странное явление, как монашество в миру. Это когда человек решает стать монахом, проходит все части подготовки, но не остается в монастыре, а уходит к себе домой, где и живет по своему личному монастырскому уставу. Явление это труднообъяснимо, поскольку при постриге монахи отрекаются от мира.

Этот подвид монашества появился совсем недавно. Монахов в миру до октября 1917 года не существовало, кроме ученого монашества, считавшегося особой кастой и преподавателей семинарии. Остальные монахи жили в монастырях. Чтобы монах был настоятелем храма, в деревне такого не случалось. Но вследствие гонений на Церковь, закрытия монастырей, изгнания и расстрелов священнослужителей на приходы стали назначать священников из оставшихся в живых. С течением времени советский опыт успешно укоренился, и теперь считается нормальным, когда монахи (иеромонахи, архимандриты) служат не в монастырях, а на приходе, и живут дома.

Между тем, русское монашество берет свои истоки в Афонской традиции. "Благодать святой горы Афон да будет на горе сей", – написано на свитке, который держит на иконе преподобный Антоний Киево-Печерский, проживший долгое время на Святой горе и принесший Святогорские традиции в Киев. Нил Сорский, Паисий Величковский и многие другие монахи ездили на Афон изучать Святогорские уставы, где ничего не сказано ни о душевном комфорте, ни о монашестве в миру. Но очень много – об отречении от своей воли, уходе из мира.

И ничего не мешает изучить и применить к жизни веками существующие монашеские правила.

Что же до назначения новой игумении в Горненский монастырь, как человек с высшим образованием и красным дипломом она конечно же знает поговорку "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". И наверняка посвящена в греческую традицию: когда в монастырь "со своей командой" приходит новый игумен, старым насельникам обители позволено продолжать жить сообразно привычному укладу и уставу.

А там и до Афона с традициями некоторых его монастырей жить без игумена рукой подать.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация