В центре "Эрмитаж-Выборг" представили уникальный фарфор Императорского завода
Сервизы графа Орлова, императрицы Елизаветы Петровны и еще десятки работ мастеров русского фарфора. В центре «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка «Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода».
В 1744 году Елизавета Петровна учредила Невскую порцелиновую мануфактуру - с 1765-го Императорский фарфоровый завод.
«И такая была легенда даже - она боялась, что ее отравят. И она ела из фарфора. А если был яд, он растворялся в фарфоре, или эта чашка лопалась. В общем-то она дала идею начать это производство фарфора в России», - говорит директор выставочного центра «Эрмитаж-Выборг» Александр Костенко.
Благодаря легенде, придуманной хитрыми продавцами китайского фарфора, мы узнаем о давно утраченных элементах сервировки. В комплекте самого первого российского сервиза - рюмочная передача. Ее наполняли сухим льдом, чтобы охладить алкоголь.
«Если сегодня ведерко со льдом и шампанским присутствует на наших банкетах, то рюмочной передачи сегодня мы уже не увидим», - отметила сотрудник выставочного центра «Эрмитаж-Выборг» Елена Пенская.
Резьба на тарелках повторяла решетчатый узор садовых трельяжей. Архитектурные элементы в оформлении фарфора - мода XVIII века. Другая неизменная примета - образы живой природы. Не обошлось и без любимого сюжета аристократов. На тарелках - сцены охоты, по бокам супницы - головы кабанов. Этот столовый комплект в свое время был самым большим в России - состоял из двух тысяч элементов. Екатерина II заказала его в немецком Мейсене. После, когда предметы разбивались, копии делали уже на Императорском заводе. В глазури фарфора всегда отражались стили большого искусства. Как в архитектуре или живописи, эпоха модерна размыла рисунки на предметах интерьера.
После революции пейзажную лирику и вовсе сменит агитационный подтекст. Но уже в 30-е годы живописцы вернутся к анималистической теме, правда, порой в неожиданной трактовке. Художник Иван Ризнич создал сервиз «Охотничьи самоловы».
«Здесь, например, мы видим лося, который лежит, согнув передние ноги - попал в ловушку. Мы видим горностая, который повелся на приманку и угодил в западню. Здесь другой пушной зверек на дереве - вот-вот сейчас в ловушку попадет - жестокие сцены», - уточнила Елена Пенская.
Анималистическую тему художники отстаивали и в послевоенные годы. Полюбившийся советскому потребителю сюжет «Мишка на Севере» воплотили в белоснежном материале. Современные мастера уже не доказывают - ищут и пробуют. Экспериментальный поиск то приводит к творческим открытиям, то возвращает к классике. И хоть сейчас обманку из сервиза-натюрморта трудно принять за натуральный овощ, эксперты уверяют, сегодняшние произведения из фарфора изящны и невесомы, как и 300 лет назад.
Екатерина Гордиенко