«Девочка Надя, чего тебе надо?» — премьера в театре «Современник»
«Девочка Надя, чего тебе надо?» — в театре «Современник» готовят премьеру по киноповести Геннадия Шпаликова. На вопрос, заданный когда-то драматургом, режиссёр Иван Комаров ищет ответы вместе с артистами и зрителями.
В пиджаке, словно с чужого плеча, Марина Лебедева особенно чувствует свою героиню. Она — передовик производства из шестидесятых, бескомпромиссная Надя Смолина — активистка, член партии, кандидат в депутаты Верховного совета.
Героиня киносценария Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, чего тебе надо?» верит, что людей нужно делать счастливыми. Даже против их воли.
«Она решает за других, как им надо жить. Она решает, где их счастье. Она берет ответственность на себя, поэтому и сгорает. Здесь драма и несчастье ее», — призналась актриса Марина Лебедева.
Античная советская трагедия, так определил жанр Шпаликова режиссер Иван Комаров.
«Что для нас такое идея, что для нас тот Советский Союз, в котором я не жил, а некоторые артисты из этого спектакля жили. Мы пытаемся разговаривать друг с другом, чтобы услышать и понять что-то для себя, а ответов нет у нас», — считает режиссёр.
В конце 1960-х Шпаликов, который написал сценарии к фильмам «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве», «Ты и я», оказался невостребованным. Оттепель закончилась. Его не печатали. «Долгую счастливую жизнь» — его единственную режиссерскую работу, которой восхищался Антониони — на родине не поняли. «Девочку Надю...» бездомный сценарист писал, как рассказывают, на посылочных формулярах в зале Центрального телеграфа и на скамейках в парках... В конце киноповести героиня выгорает морально и сгорает физически.
«Всем известно, что он написал киноповесть и через три дня повесился. То есть, содержание боли в нем и в его тексте было каким-то предельным», — вспоминает актер Семен Шомин.
«В каждом из персонажей, мне кажется, присутствует Шпаликов. Это такая глубочайшая история внутреннего одиночества. Отрыва от действительности. Она так сквозит по ногам холодом, что мимо неё невозможно пройти. Это история драмы человеческой», — поделилась актриса Марина Лебедева.
Сцена, забитая старой мебелью. То ли коммуналка, то ли антикварный магазин, место, где время остановилось. А еще песни тех лет, которые звучали во всех домах, по радио и телевизору.
Рожденный в СССР, Рашид Незаметдинов, это время помнит по деталям, которые точно описал Шпаликов.
«Все было на моих глазах. Все, что Шпаликов рассказывает, это проходило. Это коммунальные квартиры. „Жил да был Черный кот за углом“. Эдита Пьеха. Все, что везде звенело, везде было», — вспоминает актер.
Эта теснота в квартирах и мыслях, крушение идеалов, приводит девочку Надю к смерти. Режиссер спектакля Иван Комаров, говорит, что хотел бы задать только один вопрос: не жалеешь?
Елена Ворошилова
Новости культуры