Марианна Рыжкина: «Я обожаю творческие авантюры»
Российская балерина, хореограф и педагог Марианна Рыжкина – личность смелая и неординарная. Прима-балерина Большого театра не побоялась оставить столичную сцену и переехать в Сыктывкар в качестве главного балетмейстера. Новый город, новая должность и абсолютно новый опыт.
Завидную смелость она проявила и тогда, когда согласилась присоединиться к проекту «Большой балет» за две недели до начала съемок. Педагога в этом творческом опыте поддержали солисты Театра оперы и балета Республики Коми Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов.
Однако на этом испытания судьбы не закончились. 22 сентября театр открывает балетный сезон премьерным спектаклем «Золушка». Постановку, которая должна была выйти в свет еще в марте, наконец увидит публика. В ожидании премьеры Марианна Рыжкина поделилась подробностями с Алиной Артес.
А.А. – Марианна, ваш театр можно поздравить с возвращением к нормальной жизни? Скоро премьера?
М.Р. – 22 сентября мы планируем, наконец, представить спектакль «Золушка», который не был показан на прошлом фестивале «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»). Мы успели провести премьеру Баланчина, но на следующий же день в республике закрыли все культурно-массовые мероприятия. Мы надеемся, что теперь постановка, наконец, обретет своего зрителя!
Конечно, планировать новый сезон не так-то просто, но мы смотрим в будущее с оптимизмом. Помимо показа «Золушки», задумали проведение балетного фестиваля «Золотые ласточки». А также нас ждут большие гастроли в Москве, Петербурге, Архангельске и Петрозаводске. Мы готовимся! Это очень ответственно, потому что наш балет будет представлен в двух столицах впервые!
А.А. – Как вам удавалось сохранять форму во время карантина?
М.Р. – Мы занимались онлайн-уроками, делали всевозможные классы. Те, у кого дома были станок или линолеум, пользовались этими благами. А те, у кого специальное оборудование отсутствовало, обходились подручными материалами. Конечно, пандемия оказалась настоящим испытанием на прочность для артистов балета. Музыкант или актер может репетировать в любом помещении, а мы вот связаны такими условностями, как правильное покрытие.
Сейчас артисты уже входят в свою оптимальную форму. Мы старались делать это возвращение в процесс постепенным, потому что для спортсмена или для артиста балета крайне важно входить в процесс не спеша. Важно восстановить координацию, дыхание, вращения. Поэтому нам нужно было грамотно простроить весь репетиционный процесс, чтобы войти в сезон без травм.
А.А. – И все же ваш выход из режима самоизоляции получился не слишком плавным. Съемки «Большого балета» стали вызовом для вас?
М.Р. – Конечно! Когда нам предложили участие в проекте, до съемок оставалось меньше месяца. И у ребят было на размышление буквально 15 минут.
А.А. – А сколько было на размышление у вас?
М.Р. – Ни сколько! Я согласилась сразу. Я вообще обожаю творческие авантюры! Во многом, потому что это связано с нашей профессией. Что может быть лучше, чем возможность получить опыт, пообщаться с мастерами своего дела и показать себя?
Я очень рада, что ребята согласились. Да, на подготовку у нас было буквально две недели, но это стало настоящим вызовом для нас. Почти все программы были новыми, это был безумный марафон, но мы вообще не смотрели назад, наоборот, двигались только вперед!
А.А. – Почему участниками проекта стали именно эти ребята?
М.Р. – Благодаря проекту, Ринат и Настя воплотили некоторые из идей, которые были отложены в связи с пандемией. То есть мы уже делали ставку на этих артистов. Ринат – уже опытный танцор, который не раз выходил на нашу сцену. А Настя – очень одаренная девочка, которая схватывает все на лету. Кроме того, ребята очень одарены по-актерски. Благодаря артистическому началу они выделяются. Они не только техники, но и художники танца!
А.А. – Какой из съемочных дней запомнился вам более всего?
М.Р. – Уже заключительный концерт, когда ребята исполняли номер Софьи Гайдуковой. Тогда и они вздохнули, и те, кто были с ними. Они, наконец, отпустили себя и начали просто творить!
Хотя обстановка была настолько приятной, без лишнего нерва, что это стало неожиданностью. Артисты были сфокусированы на себе и своей работе, и не было лишних разговоров и споров.
Кроме того, все было блестяще организовано. Великолепная площадка, киношный свет, телевизионная атмосфера – все было выстроено идеально!
А.А. – Правда ли, что на «Большом балете» педагоги волнуются больше участников?
М.Р. – Вполне возможно! На съемочной площадке приходилось быть и хореографом, и психологом, и просто другом. Конечно, было волнительно, что оптимальную форму мы набирали уже по ходу проекта. Порой казалось, что проще самому станцевать, чем видеть, как танцуют подопечные.
Хотя я понимала, что на съемках ребята выдавали свой максимум на данный момент, поэтому мне было и волнительно, и радостно.
А.А. – Этот сезон получился всероссийским. Это пошло на пользу проекту?
М.Р. – Конечно! Получилась такая всероссийская балетная карта! Для меня это вообще была довольно комфортная обстановка. Балетный мир очень узок, поэтому приятно было видеть своих коллег и среди других хореографов, и среди членов жюри, и среди участников. Так, Маша Хорева была известна мне раньше, а Лиза Корнеева приезжала танцевать у нас в том году.
Кроме того, в Сыктывкаре я чувствую некоторый недостаток в профессиональном общении, а здесь была возможность встретиться и наконец пообщаться. Очень много было приятных встреч!
А.А. – Вы рассказывали о том, что согласились на участие в проекте «Большой балет» без колебаний. А как вы решили переехать в Сыктывкар? Это тоже было молниеносно?
М.Р. – И да, и нет. Конечно, я задумывалась над этим, но понимала, что это колоссальный опыт, который мне обязательно нужно попробовать. До этого я сама выходила на сцену, а теперь являюсь руководителем. Причем я открываю и новые области: общаюсь с хором, оркестром.
Эта работа меняет мой характер, и я уже смотрю на себя иначе. Конечно, после Большого театра попасть в театр в Сыктывкаре – большой контраст. Но это необыкновенно интересно. Как правильно вести себя в коллективе? Как лучше выстраивать отношения с артистами? Где находить новые кадры? Вот те вопросы, которыми я задаюсь.
Кроме того, я обожаю свой коллектив. У нас есть и отдача, и взаимопонимание. Поэтому несмотря на все сложности, я верю, что это новая ступенька, а трудности только закаляют нас.
Не пропустите новый сезон проекта «Большой балет» совсем скоро! Следите за объявлениями на нашем сайте и в социальных сетях.
Фото: из личного архива героини