30 сентября 2020, 09:24 30 сентября 2020, 10:24 30 сентября 2020, 11:24 30 сентября 2020, 12:24 30 сентября 2020, 13:24 30 сентября 2020, 14:24 30 сентября 2020, 15:24 30 сентября 2020, 16:24 30 сентября 2020, 17:24 30 сентября 2020, 18:24 30 сентября 2020, 19:24

Пространство для совместной работы художников и ученых создали в Петербурге

  • Картинка
  • Пространство для совместной работы художников и ученых создали в Петербурге
  • Картинка
    Открыли первое в Петербурге пространство для совместной работы художников и ученых
  • Пространство для совместной работы художников и ученых создали в Петербурге
В Исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики открыли первое в Петербурге пространство для совместной работы художников и ученых. Оно задумано как площадка для экспериментов в сфере научно-технологического искусства.

В Исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики открыли первое в Петербурге пространство для совместной работы художников и ученых. Оно задумано как площадка для экспериментов в сфере научно-технологического искусства. Репортаж Анны Лавроновой.

О создании проекта второй кожи для человека и применении своих научных открытий рассказывает молекулярный биолог из Мексики Лаура Родригез. Сейчас в одной их научных лабораторий петербургского университета ИТМО молодая ученый выращивает бактериальную целлюлозу, известную в народе как чайный гриб.

Это предмет еще одного научного исследования. Мембрана реагирует на свет. При поддержке ученых ИТМО Лаура создала прибор, который посылает импульс человеку. Это своего рода метафора прикосновения.

«Через целлюлозу проникает свет и конвертируется в электрический сигнал. Вы почувствуете, как детекторы передадут сигнал на платформу. ‒ Я ощущаю вибрацию», ‒ показывает Лаура Родригез.

В ИТМО для ученых, балансирующих на грани науки и искусства, действует уникальная для России магистерская программа Art&Science. А это ‒ мастерская для творческих экспериментов. В университетском арт-пространстве на Биржевой линии, 16 открыта первая выставка художников с научным бэкграундом.

«Выставка называется "Режимы доступа". Это термин, который использует философ Тимоти Мортон, чтоб описать наши способы взаимодействия с вещами или объектами. Под вещью и объем можно понимать, что угодно. А режимы доступа ‒ это то, как мы с ними взаимодействуем. Если взять для примера яблоко, то мы можем на него смотреть, можем яблоко кусать, можем яблоко кидать», ‒ говорит куратор выставки «Режимы доступа» Артур Константинов.

По словам кураторов, ученые и художники похожи тем, что делают привычные вещи странными, исследуют и открывают неожиданные стороны предметов.

Полвека спустя зеркальная оптическая система стала основой для инсталляции художницы и инженера оптических систем.

«Это телескоп. Нужно понимать, что он заточен работать на большие расстояния ‒ смотреть на звезды или смотреть на Землю из космоса. И поэтому показать работу его проблематично в закрытом пространстве. И мы решили симулировать его работу, используя проектор», ‒ рассказала участница выставки Виктория Романова.

Еще одна необычная историческая интерпретация ‒ видеоарт Итана Авиллы, ученого из Мехико. Художник создал комбинацию так называемых генеративно-состязательных нейросетей. Материалом для них стали 24 античные скульптуры, а также портреты исторических личностей.

«Нейросеть, искусственный интеллект, пытается изобразить, как эти статуи выглядели бы, если бы они были живыми людьми. Анализируется тысячи изображений, совмещаются с лицами статуй», ‒ объяснил участник выставки Итан Авилла.

Художники говорят, попытки объединить несовместимое делают науку доступней. После завершения выставки открытое арт-пространство трансформируется в мастерскую, где каждый сможет провести свой научно-художественный эксперимент. Ведь порой заданный вопрос даже важнее сформулированного ответа.

«Границы науки расширяются. Она заходит в том числе и в гуманитарную область. Границы искусства расширяются. Они заходят в области научные. На этих расширениях, на стыках мы начинаем создавать нечто свое. Эти стыки неслучайны. Это неслучайное совпадение, а это место, где, наоборот, нужно создать проблематику и начать ее изучать», ‒ считает зав. отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель программы «Искусство и наука» в ИТМО Дмитрий Озерков.

Искусственный интеллект и химические реакции ‒ это тоже инструменты, которыми можно пользоваться также, как, скажем, карандашами или резцами. У каждого человека есть свои режимы доступа к науке и искусству. Стоит лишь найти баланс между ними.

Анна Лавронова

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация