5 октября 2020, 20:49 5 октября 2020, 21:49 5 октября 2020, 22:49 5 октября 2020, 23:49 6 октября 2020, 00:49 6 октября 2020, 01:49 6 октября 2020, 02:49 6 октября 2020, 03:49 6 октября 2020, 04:49 6 октября 2020, 05:49 6 октября 2020, 06:49
  • Ольга Мещерякова

Утечка воздуха со "Звезды": свищ на МКС ищут при помощи медицины

  • Картинка
  • Утечка воздуха со "Звезды": свищ на МКС ищут при помощи медицины
  • Картинка
    Утечка воздуха со "Звезды": свищ на МКС ищут при помощи медицины
  • Утечка воздуха со "Звезды": свищ на МКС ищут при помощи медицины
400 литров в сутки – столько воздуха ежедневно теряет Международная космическая станция (МКС). Место утечки сейчас ищет весь экипаж. Ведь с каждым днем пробоина, которую пока не обнаружили, увеличивается, а с ней растет и объем потерь. 5 октября российские космонавты предложили новый способ определить, где происходит утечка атмосферы. Это оригинальный метод, который может войти в историю освоения космоса.

400 литров в сутки – столько воздуха ежедневно теряет Международная космическая станция (МКС). Место утечки сейчас ищет весь экипаж. Ведь с каждым днем пробоина, которую пока не обнаружили, увеличивается, а с ней растет и объем потерь. 5 октября российские космонавты предложили новый способ определить, где происходит утечка атмосферы. Это оригинальный метод, который может войти в историю освоения космоса.

Видео с внешних камер МКС транслируется в прямой эфир, иногда слышны реплики космонавтов и фрагменты переговоров с наземными службами. Так и выяснилось, что на борту космической станции нашли применение прибору из медицинской аптечки. В иллюминаторе – Земля и стетоскоп. Дело в том, что МКС теряет воздух. Полкилограмма в сутки утекает в космическое пространство. Где-то на станции в обшивке или стыковочных узлах промежуточной камеры модуля "Звезда" российского сегмента образовалось отверстие, которое нужно найти и залатать. Проблема в том, что оно крошечное – меньше миллиметра, разглядеть невозможно. Так что его придется услышать прибором для звуковых исследований сердца и легких.

"Никогда таким способом, насколько мне известно, не пользовались. Первый опыт. Чтобы им прислушаться, в этой камере им нужно задраить люки и выключить все движущееся. Если не удастся погасить звуки, это не принесет эффекта", – считает академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, первый заместитель главного редактора журнала "Русский космос" Игорь Маринин.

Из тех же источников общественность узнала и о других космических экспериментах, уже проведенных на борту МКС. Обнаружить утечку пытались и при помощи ультразвукового датчика, как это делал космонавт Сергей Прокофьев в 2018 году. Тогда оказалось, что обшивку кто-то просверлил. Анатолий Иванишин и Иван Вагнер пошли другим путем – к предположительно поврежденной поверхности приложили тонкие полоски пленки и пластика. И установили камеры – наблюдать.

"Когда есть явный поток воздуха в сторону вакуума, тогда эти полоски шевелятся. И, видимо, GoPro они устанавливали, чтобы потом прокрутить поведения этих индикаторов, полосок в том числе. Но, как видим, эффекта это не дало. Течь нужна большая, которая поток создает. А течь очень маленькая", – констатирует российский летчик-космонавт Михаил Корниенко.

А накануне, судя по переговорам с наземными службами, попробовали другую экзотическую по космическим меркам методику – заклеили скотчем резиновые уплотнители в стыковочном узле.

"Со скотчем была идея: вдруг это уплотнение стыковочного узла. И он подтекает по каким-то причинам. И чтобы убедиться, можно проклеить по стыкам серой лентой и посмотреть, уменьшится или нет утечка. И если уменьшится, то можем серьезно изолировать, чем нужно", – отмечает космонавт Олег Котов.

Изолировать пока нечего – отверстие не обнаружено. Оно слишком маленькое даже для того, чтобы начать серьезно беспокоится. Во время эксперимента на ночь экипаж закрыл люк в камеру модуля, чтобы проверить уровень давления в этом предположительно поврежденном отсеке. Оно упало с 732 до 617 миллиметров. Когда люк открыли, то пришло в норму.

"В принципе эта течь не является чем-то таким, что требует срочных действий, срочного спасения экипажа. Это нормальный поисковый режим. Есть несколько вариантов как из этой ситуации выходить. Будем анализировать, смотреть. В принципе, просто закрыть люк в этот отсек, это уже, так сказать, минимизирует ущерб для всей станции", – отмечает исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев.

Другой вариант – доставить на станцию дополнительный объем воздуха. Но пока – больше надежды на стетоскоп и другие подручные средства.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация