В Национальной галерее Лондона проходит выставка работ Артемизии Джентилески
Самая известная художница XVII века была вынуждена всю жизнь доказывать свое право заниматься искусством.
Творчеством Артемизии Джентилески восхищалась вся Европа XVII века. Она была первой художницей, принятой в старейшую европейскую ассоциацию мастеров — Флорентийскую академию художеств. Ее отец Орацио Джентилески — один из самых известных учеников Караваджо. Он многому научил свою дочь, но самостоятельный путь в искусстве она начала в возрасте 17 лет. Эти работы и в XXI веке поражают искусствоведов.
«Её образ жизни был вызовом для XVII столетия. Ведь все женщины тогда должны были следовать строгим социальным предписаниям. Так и Артемизия, как молодая незамужняя женщина, не могла, например, свободно передвигаться по городу. Положение обязывало подчиняться отцу пока не выйдешь замуж, а затем уже и мужу. И как у художника у нее также были ограничения. Она не могла свободно выставлять свои работы, как ее коллеги — мужчины», — рассказала куратор выставки Летиция Треверс.
На выставке — более 30 произведений Артемизии Джентилески, они созданы в разные периоды ее творчества. Все картины, по мнению куратора умение художницы приспосабливаться к разным рынкам и вкусам в тех городах, где она работала. Художнице, действительно, приходилось переезжать: сначала Рим, затем — Флоренция. Причиной переезда стало надругательство над ней художника Агостино Тасси и несостоявшееся замужество с ним. Артемизия смогла доказать его вину через суд, что по меркам XVII столетия было очень смелым поступком, — и увековечила. Черты насильника можно найти на ее картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это полотно художница написала по заказу Козимо Медичи.
«От ее картин будто получаешь удар под дых, когда вы начинаете смотреть на них и думать, что это мог написать сам Караваджо, которого она, вероятно, знала в детстве. Но Артемизия берется сама за эту историю жесткого убийства Юдифью Олоферна и вызывает чувство ужаса. Вы будто попадаете в пространство холста и это происходит прямо перед вами, здесь и сейчас. Вы почти чувствуете как на вас брызжет кровь. Эта картина шокирует», — отметил директор Национальной галереи Лондона Габриэле Финальди.
Живопись и судьба художницы долгое время оставалась на периферии внимания искусствоведов. И только в конце XX — началеXXI века ее фигура стала популярной, и не только на художественных выставках. Всё чаще она становится героиней романов и фильмов.