На ММКФ показали фильм Андрея Осипова «Шаман»
На 42-м Московском Международном кинофестивале состоялся конкурсный показ документального фильма Андрея Осипова «Шаман». Режиссер в своей картине постарался понять феномен культа личности Сталина.
«Шаман» — это фильм-размышление режиссера Андрея Осипова и сценариста Одельши Агишева о времени правления Иосифа Сталина. Как массовые расправы сочетались с искренней любовью миллионов людей? И как эта любовь сохранилась во многих сердцах до нашего дня?
«Если вы придете пятого марта к мавзолею, то вы увидите, что могилы Сталина, бюстик, его даже не видно, он весь завален гвоздиками красными. Это что? Почему? Люди знают о репрессиях, о страхе, который до сих пор мы не можем изжить. О невинных жертвах. И все равно люди несут, несут цветы, выражая какую-то свою любовь», — размышляет режиссёр Андрей Осипов.
Советские киножурналы, документальные фильмы из красногорского архива кинофотодокументов легли в основу фильма Андрея Осипова. Но, по словам режиссера, особое внимание он уделял не официальным источникам, а так называемым «срезкам» — кадрам, оказавшимся в монтажной корзине, и сохранившимся почти чудом.
Документальные кадры в мелочах передают атмосферу времени. Тонкая работа звукорежиссера: слышно, как дрожит стакан, который подают Сталину во время его речи на трибуне.
«Это не просто перемещение во времени, это разговор со временем. Это разговор с теми людьми, которые на пленке живы, а в реальности их нет. А они на тебя смотрят с экрана монитора и их заботят те же проблемы, которые и тебя, и нас волнуют. Они так же кого-то любят, к чему-то стремятся, хотят реализовать себя. Они все живые. И в то же время их никого нет», — рассказал режиссёр.
В фильме есть и закадровый текст — диалог пожилого отца и взрослого сына, не понимающих друг друга. За час экранного времени зритель, с одной стороны, услышит все аргументы против репрессий, а с другой — историю о неисправимых мечтателях, строивших «светлое будущее». Хроника, по задумке авторов, является третьим, не менее красноречивым собеседником.
«Поэтому на таком вот тройственном союзе, на тройственной опоре, кто был Сталин — реформатор или кровавый диктатор — и в каком времени жили люди, мне кажется, вот, и существует фильм, который, естественно, больше задает вопросов», — считает режиссёр Андрей Осипов.
Представляя свой фильм на 42-м Московском международном кинофестивале, Андрей Осипов сказал, что в своей работе он хотел зафиксировать диалог об эпохе правления Сталина, который не теряет своей актуальности и в наши дни.