Александр Могилев: «Искусство не должно иметь границ»
Александр Могилев соглашается на интервью, перемещаясь буквально с места на место. Он организует фестиваль современного танца «Проба» и общается в перерывах между репетициями и другими звонками. Проведение фестиваля в столь непростое время – не единственный смелый шаг в «послужном списке» артиста. В 2020 году он открыл собственную школу танцев, организовал несколько смотров и принял участие в качестве члена жюри в проекте «Большие и маленькие». Кажется, что хореограф движется в собственном ритме. Подробнее об этом он рассказал в своем интервью Алине Артес.
А.А. – Александр, фестиваль «Проба» все-таки состоится. Как Вам удалось организовать это событие?
А.М. – На самом деле я до сих пор не понимаю, как мы будем в этой ситуации существовать, но мы для себя поставили такую цель – провести фестиваль – и отступать от нее не намерены. Искусство должно существовать, пусть даже и в ограниченных условиях. Мы соблюдаем все необходимые меры, сохраняем дистанцию и носим маски.
Мероприятия смотра в этом году будут проходить в школе. Там есть такое пространство, которое мы называем «черным кабинетом». Там планируем показывать постановки, которые мы подготовили в этом году.
В программе смотра – литературно-хореографический вечер по творчеству разных российских писателей и своеобразный сборный концерт с участием известных современных хореографов.
Условно в этом году мы для себя выделили два главных слова фестиваля: «камерно» и «обсуждаемо». После всех показов состоятся встречи хореографов и зрителей. Современный танец порой грешит тем, что он не понятен, и часто находится зритель, который хочет задать вопросы. Поэтому мы и проводим такие встречи, чтобы внести ясность и объяснить, что именно хотел сказать автор.
А.А. – О том, что современный танец не всегда понятен, писали и наши пользователи в социальных сетях после эфиров проекта «Большие и маленькие». Как Вам кажется, почему этот хореографический жанр до сих пор является предметом для дискуссии?
А.М. – Во-первых, я считаю, что любое искусство должно вызывать эмоциональный отклик. Если оно вызывает положительные эмоции, замечательно. Если отрицательные, то возможно, оно попадает куда-то глубже, будоражит человека, заставляет его анализировать, почему так случилось. Сам факт того, что современное искусство всегда будет подвергаться критике – это нормально. Как только оно становится совершенным, то превращается в классику. Классический танец известен своим совершенством. Вопросы могут возникать только по качеству исполнения, но никак не по качеству постановок. Похожая ситуация, кстати, и в области народного танца. Он понятен своей идеей и мыслью, своими устоявшимися традициями. Современный танец такого не имеет. Он дискуссионен по своей природе, поэтому различные трактовки вполне допустимы.
А.А. – Нынешние конкурсанты удивили Вас?
А.М. – И да, и нет. Порой мне казалось, что я ожидал чуть большего, но потом у меня случались откровения, и я уже забывал о своих ожиданиях. Некоторые дети меня удивили тем, как смело они подходят к движению. Кроме того, мне нравилось, как участники спорили и отстаивали свою точку зрения. Наверное, такими и должны быть современные подростки – немного бунтующими и настаивающие на своем.
А.А. – А вообще телевизионный танец имеет свою специфику?
А.М. – Абсолютно точно! Когда танец записывается для телевидения и когда он идет на театральной площадке – это два разных подхода. Камера не терпит вранья, кроме того, в телевизионном проекте ты не имеешь права на ошибку. В театре ты можешь перекрыться эмоцией, а на телевидении ты должен показать идеальную технику. Кроме того, тебе надо «пробить» экран и донести эмоцию. Ты должен быть безупречен во всем! И многие участники «Больших и маленьких» показали, что чувствуют эту разницу.
А.А. – Когда мы с Вами беседовали в том году, Вы говорили о том, что хотите дать артистам сцену. Эту задачу удалось воплотить?
А.М. – Я не могу сказать за всех танцовщиков, но я стараюсь помогать тем, кого вижу рядом с собой. В прошлом сезоне я помог оказаться на сцене Диме Гостеву, Арине Ахметовой, и даже в этом году я выбрал тех, кому мне хочется помочь. Одну из конкурсанток (имя пока не называем, до выхода всех программ в эфир – прим.ред.) я пригласил на фестиваль в Челябинск, чтобы принять участие в инклюзивном проекте. Мы не знаем, получится ли это сотрудничество ( об итогах этой инициативы станет известно в ноябре – прим.ред.), но я надеюсь, мне удастся соединить таланты и организаторов.
А.А. – Вы также даете молодым талантам возможность выступать в Вашей школе. Кстати, как Вы пережили карантин с учетом того, что ее открытие было в начале года?
А.М. – Пожалуй, это может быть темой отдельного разговора ( смеется). Я наконец-то открыл пространство, где можно собираться, встречаться и творить, и тут случилась изоляция. Конечно, мы перевели педагогов в онлайн, и благодаря онлайну многие люди узнали о нашей школе. Не менее ярким был и выход после карантина. Ученики, которые были у нас лишь виртуально, потом приезжали в Москву, и встреча с нами становилась для них откровением. Один из самых ярких примеров – наша ученица из Крыма. Она занималась у нас весь период карантина, приехала в Москву, влюбилась в нашу школу и не захотела уезжать. Сейчас эта девушка работает у нас администратором, и одно из ее желаний – быть ближе к нам – исполнилось.
А.А. – Недавно Вы спрашивали у своих подписчиков в Instagram (запрещена в РФ): выходя на сцену, ты большой или маленький? Но Вы сами не ответили на этот вопрос. Так каким себя видите Вы?
А.М. – Наверное, все-таки большим. Большим где-то изнутри, потому что сцена дает тебе возможность быть намного больше, чем ты есть в жизни. Если ты выходишь на сцену пустым, наверное, ты будешь себя чувствовать маленьким. Тебе будет казаться, что это пространство поглощает тебя. По-моему, когда человек выходит на сцену, он должен отдавать себя не только залу, но и всей Вселенной. Когда рождается искусство, оно не должно иметь границ.
Не пропустите следующий выпуск проекта «Большие и маленькие» 10 октября в 17:30.
Фото: Вадим Шульц