Режиссер Андрей Зайцев рассказал о своем фильме "Блокадный дневник"
«Это документальная реальность», - говорит о своем фильме Андрей Зайцев. Картина «Блокадный дневник» была удостоена главного приза 42-го Московского Международного кинофестиваля. Историческая драма удостоилась и приза зрительских симпатий. С режиссёром картины встретился Станислав Анисимов.
«Блокадный дневник» - это история про первую, самую тяжёлую блокадную зиму Ленинграда, в которую от голода умерло больше всего людей. В основе сценария – автобиографическая повесть Ольги Берггольц «Дневные звезды» и другие воспоминания блокадников, которые изучал режиссер, перед написанием сценария.
«У меня было несколько файлов, и я заносил соответственно это все. Была папка детали, папка быт, папка случаи и так далее. И ты, собственно говоря, набираешь огромное количество материалов из самых разных источников. И дальше перед тобой вот такое огромное количество материалов», - поделился режиссер Андрей Зайцев.
Объединяет собранный материал главная героиня Ольга. Она хочет увидеть отца и собирается пересечь блокадный город, по ее словам, похожий на замерзшее подводное царство: красивое и страшное одновременно.
«Мы договорились, что мы будем снимать на длинном фокусе, как будто бы наблюдая за людьми издалека, подглядывая. Как это часто бывает в документальном кино. И поэтому это была основана манера съемки», - добавил Зайцев.
Андрей Зайцев выбирал для сценария эпизоды из блокадной жизни, описанные ленинградцами, но отсутствующие в доступной военной кинохронике. По словам режиссера, фильм - это попытка визуализации воспоминаний блокадников. Поэтому описываемые события представляют собой «документальную реальность» и не являются художественным вымыслом. Отсюда и отсутствие цвета в блокадных эпизодах ленты.
«Это как матрица, у меня это заложено в сознании. Я не могу себе представить блокаду цветной, я не могу себе представить войну цветной. То есть та хроника, на которой мы выросли, которая была снята в военное время, она уже настолько сформировала сознание, конкретно мое, что цветная блокада для меня была неприемлема», - заметил Зайцев.
«Блокадный Дневник» снимали четыре месяца: с декабря по март. На улицах пришлось искусственно воссоздавать сугробы, которые были в блокадную зиму. Андрей Зайцев особо отмечает, что он хотел передать зрителю ощущение холода. Павильонных съемок в фильме не было.
«Мы в реальных домах, которые пережили блокаду, и даже когда мы снимали обои, там мы находили обои, газеты 17-го года. Вот, в этих реальных домах, переживших блокаду, в них, действительно, было холодно. Мы все ходили в пуховиках и в валенках, старались все это максимально приблизить», - отметил Зайцев.
Мнения критиков разделились: одни считают фильм нереалистичным, отталкивающим. Другие указывают на то, что в ленте Андрея Зайцева «столько ужасающей правды о блокаде, что он обязательно будет поражать и шокировать».