В Москве состоялась мировая премьера оперы Александра Журбина «Анна К.»
«Серьезно и легко!» ‒ это название Большого юбилейного фестиваля Александра Журбина. Он продлится до февраля. В программе ‒ шесть мировых премьер. Одну из них ‒ оперу «Анна К.» ‒ этим вечером услышала Анна Аппалонова.
«Анна К.» ‒ опера об Анне Карениной, но не о той, что бросается под поезд у Льва Толстого, хотя здесь эта сцена тоже есть. Правда, не в конце истории, а в самом начале. Таков пролог этой оперы.
Главная роль в этом действии отдана внебрачной дочери погибшей Анны. Звали ее так же, и фамилию она носила Каренина, а не Вронского. Поэтому и Анна К. Судьбу ей начертили не столь трагическую ‒ в версии Александра Журбина есть надежда на счастливый конец. Интересно и то, что среди вымышленных персонажей оперы есть реальный человек ‒ Петр Чайковский. Композитор был современником героев романа. В музыке есть отсыл к его творчеству.
«Здесь совершенно очевидно, что музыка должна была соответствовать тому времени, когда происходит "Анна Каренина". "Анна Каренина" происходит совершенно точно в годы, начиная с 1872 по 76-й и в 1893 год ‒ это вторая история и это XIX век. Значит, музыка должна быть в духе XIX века. И, конечно, мой идол, мой любимый композитор Петр Ильич Чайковский, он здесь присутствует», ‒ рассказал композитор Александр Журбин.
Чтобы зритель не запутался во временных отрезках и фрагментах личной истории двух Анн ‒ старшей и младшей, на экранах появляются подсказки. История хоть и вымышлена, но создатели преподносят ее очень достоверно.
«Это задокументировано. Мы знаем время, когда происходит, например, бал для Анны К., и мы знаем время, когда произошла история Анны Карениной, Вронского, Каренина ‒ встреча на вокзале, потом гибель Анны Карениной. Т.е. это расставлено как хроника событий», ‒ говорит режиссер, заслуженный артист России Игорь Яцко.
Опера написана для большого симфонического оркестра и для большого хора, но совсем недавно и состав оркестра, и состав хора пришлось сократить, потому что по новым правилам на сцене должно находиться не более 70 человек. Эта мировая премьера «Анны К.» могла и не состояться.
«У нас за это время сменилось три состава. Приходила певица, учила партию, и вдруг ее забирал Роспотребнадзор. Приходила другая, учила партию, и ее нет. Это судьба сейчас всех театров. Всюду идут замены, срочные вводы, ничего с этим не поделаешь», ‒ поделился Александр Журбин.
Первое исполнение оперы Александр Журбин доверил Государственной академической симфонической капелле России под управлением Валерия Полянского.
Анна Аппалонова