Исследования и колонизация Луны 27 октября 2020, 09:44 27 октября 2020, 10:44 27 октября 2020, 11:44 27 октября 2020, 12:44 27 октября 2020, 13:44 27 октября 2020, 14:44 27 октября 2020, 15:44 27 октября 2020, 16:44 27 октября 2020, 17:44 27 октября 2020, 18:44 27 октября 2020, 19:44

Невероятно: на залитой солнцем поверхности Луны обнаружили воду

• Картинка
    Невероятно: на залитой солнцем поверхности Луны обнаружили воду
    На раскалённой солнцем поверхности Луны учёные обнаружили воду.
    Иллюстрация NASA/Daniel Rutter.
Астрономы сделали потрясающее открытие. На поверхности Луны, которая прогревается до +130 градусов Цельсия, обнаружена вода.

На поверхности Луны, которая прогревается до +130 градусов Цельсия, впервые обнаружена вода. Астрономы пока не могут точно сказать, откуда она там взялась и почему она не испаряется.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Ранее учёные уже обнаруживали на Луне водяной лёд, но лишь в вечно затенённых полярных кратерах. Совсем иное дело – залитые солнцем области Селены, которые днём прогреваются до +130 °C.

Правда, около десяти лет назад наблюдения сразу с трёх независимых космических аппаратов показали, что на Луне повсеместно присутствует какое-то вещество, имеющие в своём составе группу OH (пару из атома водорода и атома кислорода). Исследователи подозревали, что это вода, но у них не было окончательных доказательств.

Теперь они появились благодаря инфракрасному телескопу SOFIA. Этот инструмент, смонтированный на борту самолёта "Боинг-747SP", работает на высоте до 13–14 километров. Более 99% содержащегося в атмосфере водяного пара располагается ниже и не мешает наблюдениям. Поэтому "София" находится почти в таких же идеальных условиях, как орбитальная обсерватория, но её работа обходится намного дешевле.

С помощью этого телескопа астрономы искали инфракрасное излучение с длиной волны 6 микрометров, которое может быть испущено только молекулами воды. Отметим, что наблюдения Луны – экстремальный режим для "Софии", рассчитанной на куда менее яркие объекты. Тем не менее у учёных всё получилось. Они обнаружили излучение молекул воды, исходящее из кратера Клавий – одного из крупнейших в видимом полушарии Луны.

"У нас были признаки того, что H2O – знакомая нам вода – может присутствовать на освещённой стороне Луны, – отмечает Пол Герц (Paul Hertz), директор отдела астрофизики в Управлении научных миссий штаб-квартиры NASA. – Теперь мы знаем, что она там есть. Это открытие бросает вызов нашим представлениям о лунной поверхности и поднимает интригующие вопросы о ресурсах, имеющих отношение к исследованию дальнего космоса".

Правда, воды в кратере Клавий оказалось не так уж много: 100–412 микрограммов на грамм грунта. Даже в самых сухих частях Сахары в сотни раз больше влаги. Но на безатмосферной Селене даже и такое количество воды удивительно. Требуется объяснить, откуда там берётся это привычное нам вещество и почему оно до сих пор не улетучилось.

Есть несколько гипотез образования воды на лунной поверхности. Учёные выдвинули их ещё когда не было ясно, действительно ли содержащее группу OH вещество – это вода. Например, молекулы воды могут создаваться солнечным ветром. Не исключено, что в пополнении запасов влаги участвуют и микрометеориты.

У специалистов есть версии и по поводу того, как вода сохраняется на лунной поверхности. Она может скапливаться в микроскопических структурах, возникающих из-за ударов всё тех же микрометеоритов. По другой гипотезе, микроскопические капли влаги защищаются от солнечных лучей зёрнами лунного грунта.

К слову, в том же выпуске журнала Nature Astronomy другая группа учёных опубликовала статью, в которой предложила ещё один из возможных механизмов сохранения воды. По расчётам экспертов, даже небольшие затенённые области на поверхности Селены могли бы способствовать сохранению влаги.

Команда проекта SOFIA планирует продолжать наблюдения Луны, чтобы узнать больше о том, как образуется и как сохраняется вода на поверхности нашего спутника.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о проекте лунохода для разведки запасов лунного льда.