Коронавирус 27 октября 2020, 12:26 27 октября 2020, 13:26 27 октября 2020, 14:26 27 октября 2020, 15:26 27 октября 2020, 16:26 27 октября 2020, 17:26 27 октября 2020, 18:26 27 октября 2020, 19:26 27 октября 2020, 20:26 27 октября 2020, 21:26 27 октября 2020, 22:26

Как летучие мыши стали переносчиками смертельных вирусов

Учёные выяснили, как летучим мышам удаётся носить в себе опасные вирусы, не заболевая. Это поможет лучше понять механизмы распространения инфекций в природе и, возможно, предотвратить будущие пандемии.

Летучие мыши и другие рукокрылые переносят множество опасных вирусов, не страдая от них. Теперь учёные выяснили, как им это удаётся. Полученные сведения могут помочь в предотвращении будущих пандемий. Кроме того, выявленные биохимические механизмы могут стать основой борьбы со старением и возрастными заболеваниями.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале PNAS.

Массовая культура растиражировала образ вампира, обращающегося в летучую мышь. В реальной жизни рукокрылые не превращаются в кровососущих монстров, но могут быть источником не менее грозной опасности.

Насколько известно учёным, коронавирус SARS-CoV-2, виновник нынешней пандемии, передался человеку от летучей мыши (возможно, через промежуточного носителя). Точно так же в человеческую популяцию попал его "двоюродный брат" SARS-CoV, вызвавший в 2003 году вспышку ТОРС ("атипичной пневмонии"). А ещё рукокрылые служат естественным резервуаром для смертоносного вируса Эбола. Кроме того, они переносят бешенство и многие другие опасные заболевания.

Почему сами животные-переносчики не заболевают и не погибают? Этот вопрос не так прост. Ясно, что вирус не размножается в их организме лавинообразно и не поражает жизненно важных органов. Но это только половина ответа.

Каждый аллергик знает, как неприятна бывает реакция иммунитета даже на раздражитель, не представляющий непосредственной угрозы. Вот и при заражении SARS-CoV-2 гибель заражённых вирусом клеток – не единственная опасность. Не меньше вреда способен принести так называемый цитокиновый шторм, возникающий из-за чрезмерного иммунного ответа на вторжение патогена.

Почему же иммунитет животного как будто не замечает непрошеного гостя? Теперь учёные знают ответ.

Биологи провели эксперименты с клетками трёх видов рукокрылых. Объектами исследования стали два вида крыланов (Pteropus alecto и Eonycteris spelaea) и один вид летучей мыши (Myotis davidii).

Исследователи обнаружили несколько механизмов, предотвращающих чрезмерный иммунный ответ на присутствие вируса. В частности, организм рукокрылых жёстко контролирует выработку ключевых для этого процесса белков: каспазы 1 и интерлейкина 1β. В результате каскад биохимических реакций, приводящий к цитокиновому шторму, не запускается.

Эти результаты могут принести пользу человечеству сразу на трёх фронтах.

Во-первых, теперь учёные лучше представляют себе, как и почему животные становятся переносчиками опасных вирусов. Возможно, это позволит нам избежать будущих опасных пандемий.

Во-вторых, медики могут взять открытые биохимические механизмы на вооружение, чтобы справляться с цитокиновым штормом в организме пациентов с COVID-19 или другими заболеваниями.

"Наши результаты могут стать источником идей для разработки новых терапевтических стратегий для сдерживания и лечения инфекционных заболеваний человека", – утверждает глава научной группы Линь-Фа Ван (Lin-Fa Wang) из Национального университета Сингапура.

Наконец, воспалительные процессы, в которых участвуют вышеупомянутые белки – это один из важных механизмов старения и возрастных заболеваний. Продуманное и аккуратное вмешательство в эту "кухню" может продлить человеку здоровую жизнь и молодость.

"Подавление гиперактивных воспалительных реакций увеличивает продолжительность жизни и предотвращает ухудшение состояния людей с возрастом", – отмечает учёный.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о проекте переписи опасных вирусов, циркулирующих в популяциях диких животных.