Поиск экзопланет и изучение других планетных систем 27 октября 2020, 14:17 27 октября 2020, 15:17 27 октября 2020, 16:17 27 октября 2020, 17:17 27 октября 2020, 18:17 27 октября 2020, 19:17 27 октября 2020, 20:17 27 октября 2020, 21:17 27 октября 2020, 22:17 27 октября 2020, 23:17 28 октября 2020, 00:17

С почином: орбитальный телескоп TESS открыл первый пригодный для жизни мир

Космический телескоп TESS обнаружил свою первую потенциально обитаемую планету. Небесное тело может иметь океаны, обращается вокруг спокойной звезды и вообще, похоже, отлично подходит для жизни.

Космический телескоп TESS обнаружил планету, на которой могут существовать океаны. К тому же экзопланета обращается вокруг спокойной звезды, и это выгодно отличает её от других кандидатов на звание колыбели внеземной жизни. Это первый, но наверняка не последний потенциально обитаемый мир, обнаруженный обсерваторией TESS.

Напомним, что космический телескоп был запущен в 2018 году. Его задача – поиск экзопланет, в том числе и похожих на Землю.

Как сообщается в пресс-релизе нового исследования, на данный момент TESS открыл 17 землеподобных планет, обращающихся вокруг 11 звёзд. Все эти светила – красные карлики, которые меньше и холоднее Солнца.

Команда TESS разделила почти всё небо на секторы, каждый из которых наблюдается 27 суток. Однако эти площадки частично перекрываются, поэтому некоторые светила остаются в поле зрения аппарата гораздо дольше.

Звезда TOI-700 (она же TIC 150428135) именно из таких "счастливчиков". Благодаря этому астрономы открыли у неё целых три экзопланеты размером примерно с Землю.

Первая из них (TOI-700b) имеет радиус, практически равный земному, и обращается вокруг своего солнца за 10 земных суток. Следующая планета – TOI-700c – значительно больше соседки (2,7 радиуса Земли). Она совершает полный оборот за 16 дней.

Однако интереснее всего третья от светила экзопланета TOI-700d. Её радиус равен 1,1 земного, а период обращения – 37 земных суток. Именно такая орбита вокруг прохладного местного солнца обеспечивает TOI-700d "право на жизнь". По расчётам учёных, планета получает 86% тепла, которое достаётся Земле. Это значит, что температура на этом небесном теле допускает существование жидкой воды и, следовательно, биосферы. Как говорят специалисты, экзопланета находится в зоне обитаемости.

Схема планетной системы TOI-700. Зона обитаемости показана зелёным. Одна астрономическая единица (а.е.) равна расстоянию от Земли до Солнца. Перевод Вести.Ru.

Свежеоткрытому миру посвящены три научные статьи, опубликованные в издании Astronomical Journal.

В первой из них описывается открытие этой планеты с помощью телескопа TESS.

Вторая публикация посвящена наблюдению экзопланеты с помощью космической инфракрасной обсерватории Spitzer. Телескоп получил эти данные в октябре 2019 года и январе 2020 года, незадолго до прекращения своей миссии.

Наконец, авторы третьей научной работы смоделировали возможный климат TOI-700d.

Исследователи рассмотрели два десятка сценариев, отличающихся друг от друга составом атмосферы планеты, количеством воды на ней и другими характеристиками. Их вывод оптимистичен: подходящий для жизни климат получается в довольно широком диапазоне условий.

Важно, что TOI-700, в отличие от большинства других красных карликов, – звезда спокойная, не склонная к катастрофическим вспышкам. То есть у TOI-700d есть все шансы сохранить атмосферу и гидросферу в течение миллиардов лет.

Разумеется, не обошлось и без ложки дёгтя. Звезда TOI-700 находится более чем в ста световых годах от Земли. Это слишком далеко, чтобы непосредственно изучить атмосферу такой небольшой планеты, как TOI-700d, даже и с помощью будущего телескопа "Джеймс Уэбб".

Однако возможности астрономических инструментов стремительно растут. Возможно, уже через несколько десятилетий учёные тщательно изучат таинственную экзопланету и (кто знает?) обнаружат на ней признаки существования жизни.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о самой похожей на Землю планете и мире, идеальном для жизни.