Спектакль Юрия Бутусова «Сын» в рамках фестиваля «Территория»
«Сын» - новый спектакль в Российском Академическом Молодёжном театре. Для сыновей и родителей, для взрослых, Юрий Бутусов поставил пьесу Флориана Зеллера. Поставил, как ставил Шекспира или Брехта, не для радости узнавания. Зеллера узнать сложно, мы его почти не знаем, молодой современный драматург. Это спектакль для выяснения отношений, по типично современной пьесе, где мотором для действия служит звучащая где-то вначале фраза - «нам надо поговорить». Бутусов считает, что раздражение – это прекрасное чувство для актёра, для режиссера, из раздражения может прорасти очень многое, оно ведет к тому, что ты окончательно забиваешься в угол, и вот тогда обязательно происходит какой-нибудь прорыв. Спектакль «Сын» демонстрирует продуктивность раздражения, и сам по себе раздражает, даже цвет его сразу не даёт покоя. На это обратила внимание и наш корреспондент Алия Шарифуллина.
«Важный подход к любой пьесе – увидеть её цвет» - метод Юрия Бутусова. В этом спектакле – все оттенки чёрного. Не только в декорациях - в мыслях и чувствах героев. Чёрный здесь – и глубина, и тайна, темная воронка, в которую затягивает каждого, и буквально – Бесцветность и Небытие. Известный любовью к классике, Юрий Бутусов планировал ставить в РАМТе Шекспира. Но нашел Гамлета «нашего времени – в пьесе современного драматурга Флориана Зеллера. «Сын» - замыкает «семейную трилогию» - есть еще «Папа» и «Мама». Но для Бутусова именно в этой пьесе есть столь важное для него созвучие с сегодняшним днем – невозможность человека врать самому себе.
«Человек был и остается человеком идеалистическим. И те компромиссы, которые возникают в нашей жизни, они не проходят для него бесследно и они могут нас уничтожить», — сказал режиссёр Юрий Бутусов.
Казалось бы, банальная история: отец ушел от матери, чтобы построить новую семью. Но развод родителей для подростка Николя становится личным концом света. Попытки пережить трагедию и обрести себя, приведут героя туда, откуда уже не будет возврата ни ему, ни тем, кто рядом…
«Я когда прочитала в первый раз пьесу. У меня буквально началась депрессия. Я думала такое ставить нельзя и потом думаю, нет, Юрий Николаевич не просто так взял пьесу. Он все-таки большой художник и в этом отношении очень позитивный человек. Он сможет принести глубину», — поделилась актриса Татьяна Матюхова.
Евгений Редько – исполнитель главной роли – почти вдвое старше своего отца – по спектаклю. Для режиссера ни возраст, ни пол актера большого значения не имеют. Но здесь инверсия не просто прихоть, - метафора. Возраст, как отражение состояния души. Трагедия сына настолько глубока, что он как будто постарел…
«Пьеса бытовая, и мы старались как можно дальше от этого уйти, но не теряя смысл. Старались растянуть, чтобы глубоко было. Это на уровне не головы, души. Голову можем обмануть, а душу нет», — заявил актёр Александр Девятьяров.
Тайны и откровения, боль и исповедь под густым слоем тальковой пыли. Бутусов и здесь не обошёлся без гротеска и клоунады. В заостренной, нервной пластике то, что персонажи не могут выразить словами. В безумных танцах каждый оплакивает, свое отчаяние, свои страхи, свою жизнь. Вопрос «быть или не быть» здесь конечно, прозвучит, но немного иначе – жить или не жить? Охотничье ружье, появившиеся еще в первом акте, обязательно выстрелит. С невозможностью изменить происходящее Николя справится по-своему. Но этот финальный танец отца и сына – не пляска смерти, - надежды.
Алия Шарифуллина