Содружество актеров Таганки представит спектакль Зигфрида Кюна «Карьера Артура Уи»
Пьеса Бертольта Брехта «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», несмотря на некоторую витиеватость, на то, что написана местами по выражению Брехта «расхлябанным ямбом», пьеса ясна, легка, понятна. Начинается воплем зазывалы, который сразу объясняет: «Актёры сегодня покажут вам, надеясь на снисхожденье, историко гангстерское обозренье». Просто и ясно, как финальная фраза эпилога: еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада. В театре «Содружество актёров Таганки» поставлена пьеса о том, как становится вождём отморозок, сын кварталов Бронкса, деревенщина, не знающая, какою вилкой надо есть десерт. Но знающая, что револьвер есть и других людей, но нет у них такой железной веры, которую должны иметь вожди. Пьесу, которую будут играть везде и всюду. Ведь как говорит один из её персонажей «искусство не знает календаря». Актёр, говорит, который учит Артуро декламации и пластике, как Гитлера по некоторым данным тому же учил провинциальный актёр Базиль. Яна Музыка сообщает о премьере спектакля.
Антифашистскую пьесу Бертольда Брехта "Карьера Артура Уи" немецкий режиссера Зигфрид Кюн ставит уже во второй раз. Между двумя спектаклями перерыв в 56 лет. Кюн - выпускник ВГИКа, окончил мастерскую Герасимова-Макаровой. Особенность курса в том, что выдавали диплом режиссера кино и театра. Для студентов-актеров Кюну предложили ставить дипломный спектакль - по немецкому автору. Он выбрал Брехта. Тогда, в 1964-м, главную роль сыграл Николай Губенко. Студенческий спектакль имел огромный успех, его показали на многих площадках Москвы - постановка помогла Губенко заявить о себе. Зигфрид Кюн вспоминает: а ведь дружба между ними сложилась не сразу.
«Это был непростой постепенный процесс. Зная историю Николая Губенко, что его маму убили фашисты, я понимал, что он не мог сразу мне довериться. И первое время, когда мы только начинали вместе учиться, он меня игнорировал. И это я понимал. Но постепенно между нами, все-таки, возникла дружеская теплота», — сказал режиссёр Зигфрид Кюн.
Кюн объясняет: после ВГИКа сосредоточился на киноработах. Театром не занимался совсем. И вот три года назад поздним вечером раздался звонок - Николай Губенко предложил однокурснику в год юбилея Победы снова поставить "Карьеру Артура Уи". Губенко должен был сыграть главную роль. Но не успел. Актер Алексей Финаев-Николотов говорит: чтобы настроиться на эту сложную роль, старался как можно больше слушать и смотреть записей Николая Губенко - стихи и песни. Молодой артист стремился наполниться энергией мастера.
«Это колоссальный мастер вселенского масштаба в плане речи. То есть, есть рояль, у которого несколько октав, а это ощущение, что еще раздвинули. Потому что он в речи просто... монолог - он взлетал просто куда-то в вершины, падает в какое-то пике куда-то в низы. И при этом постоянно дрожит, вот такая энергия в речи», — поделился актёр Алексей Финаев-Николотов.
У спектаклей 1964 и 2020-го - один и тот же художник - Борис Бланк. Театр Власти - железными буквами прописано на декорации. Артуро Уи - главарь гангстеров, который поднимается на вершину власти благодаря коррупции. Режиссер говорит: "это - абсолютный Брехт, я из тех постановщиков, кто полностью доверяет тексту".
«Что касается формы, Брехт завещал, что эту пьесу нужно играть громко, ярко, быстро. Мы так и делаем. Во-вторых, он представлял, что "Карьера Артура Уи" должна разыгрываться на ярмарке или на фестивале, и мы создаем именно такую атмосферу в нашей постановке», — добавил режиссёр Зигфрид Кюн.
Режиссер настраивал особую интонацию. Артистам было непросто.
«Мы иногда могли над одним словом работать часа три. Над словом, допустим, в данном случае моим - "не хочется" - нужно было его говорить с определенной интонацией, с определенным ударением, ставя точку. И вот это для меня был просто камень преткновения. Ну как сказать "не хочется" равнодушно, но при этом внутри - все бурлит», — рассказал актёр Алексей Емцов.
Актеры объясняют, в русской речи принято слова "раскрашивать". Режиссер артистов перенастраивал.
«Он через каждое слово просто останавливал и говорил - "а нет, музыкалиш, нихт музыкалиш". И он пытался пытался из нас выгнать музыкальность русской речи, чтобы мы обрели вот этот немецкий менталитет речи. Когда она жесткая, стремительная. При этом стихотворная строчка. При этом нихт никаких интонаций. То есть ни вопросительной, ни восклицательной - мощный такой поток», — добавил актёр Алексей Финаев-Николотов.
В этом спектакле режиссеру важна парадоксальная идея Брехта - для того, чтобы наказать политических преступников, в первую очередь, их необходимо высмеять.
Яна Музыка
Новости культуры