В галерее «Граунд Солянка» начался «Демидова Фест»
Алла Сергеевна Демидова — строгая дама и почти философ, как говорил о ней Евгений Евтушенко. Сама Алла Сергеевна любит поддразнивать публику. Утверждает, что неудачно выбрала профессию и вообще не считает, что её жизнь удалась.
В столичной галерее «Граунд Солянка» решили всесторонне изучить и заодно воспеть талант и личность Аллы Демидовой. Организовали целое исследование, назвали его «Демидова Фест», эдакий прижизненный памятник актрисе, которую идеолог фестиваля Сергей Николаевич называет дивой интеллектуалов и музой великих.
Этот вечер с участием Аллы Демидовой — часть большой программы фестиваля «Территория». Который впервые посвящен одному человеку — выдающейся актрисе. Она пережила смену нескольких театральных эпох, и до сих пор остается притягательной для художников и режиссеров самых разных поколений. Давно перестала ограничивать себя сценой и съемочной площадкой. Алла Сергеевна — автор десятка книг.
«Это первая книжка обо мне. Обычно я сама выпускала свои книжки, но правда, я меньше всего писала о себе, но правда, я и.., я и кто-то, да», — рассказала народная артистка РСФСР Алла Демидова.
Скоро выйдет последний том собрания ее сочинений. И книга Сергея Николаевича «Алла Демидова. Портрет актрисы» — своего рода постскриптум к ним. Каким он получился?
«При всем трагизме ее мировосприятия, она человек поразительной силы, поразительного достоинства. Она прожила потрясающую совершенно жизнь и есть еще одна особенность Демидовой в том, что она никогда не была исполнителем... она была всегда автором», — отметил главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич.
Двухчасовой разговор об искусстве, о гармонии в жизни, которой по мнению актрисы нет в дне сегодняшнем. И, конечно, об одном из ключевых спектаклей в творчестве — Гамлете — очень важном для нее.
«Меня вот что захватило. Я в свое время очень интересовалась мистикой... кто такой призрак? Вот если есть режиссер, который ответит на этот вопрос, то считайте, что это решена и пьеса, и спектакль, и сам Гамлет», — считает актриса.
Рассказать о таком феномене как «Алла Демидова» тем, кто не знает о ней в силу возраста, или знает, но совсем мало — дает возможность «Демидова-Фест». Перформансы, видео- и звуковые инсталляции. Арт-пространство поделено на три раздела: «Демидова. Дом», «Демидова. Голос», «Демидова. Жест». Автор последней части — видеохудожник Илья Шагалов на основе записей выступлений актрисы исследует пластику её рук.
«Он характеризует ее жесты не как оформление речи, а как некое колдовство, как некоторые продуманные приемы манипуляции с сознанием публики. И для своего проекта он пригласил Анну Абалихину — хореографа, которая и выступила в роли рук Аллы Демидовой, она копировала жесты Демидовой», — объяснила директор галереи «ГРАУНД Солянка» Катя Бочавар.
Сама директор галереи-мастерской Катя Бочавар стала автором светозвуковой инсталляции «Демидова. Голос». Поясняет, это пример художественного междисциплинарного анти-театра. Здесь собраны фрагменты записей работ актрисы с современными режиссерами, композиторами и дирижерами.
В фойе представлены афиши пяти спектаклей. Для каждого отведен отдельный зал и для каждого были специально сделаны декорации. Вот комната посвящена спектаклю «Ахматова. Поэма без героя». Здесь нет сходства с оригинальными спектаклями. Лишь атмосфера. Все в полумраке и темных тонах. И только «Старик и море» — как свет в конце тоннеля.
Кирилл Серебренников, режиссер, с которым Алла Сергеевна создала не один спектакль. Для него актриса — настоящий камертон искренности, она всегда видит, что правда, а что ложь.
«Она всегда была там, где прямо создаются смыслы, где создается что-то острое интересное, новое, яркое, сочиняется эта форма актуального искусства, поэтому она и со мной работает. Поэтому она со мной работает, поэтому Васильев, поэтому Курляндский, Носферату», — говорит режиссер Кирилл Серебренников.
В стиле традиционной выставки решена «Демидова. Дом». Оттуда с Тверской улицы — и экспонаты, личные вещи Аллы Сергеевны. Среди которых и раритеты. Например, вот это зеркало когда-то принадлежало Прасковье Жемчуговой-Ковалевой — графине Шереметевой. Или белый и черный зонтики — подарок Сергея Параджанова, с которым она была дружна. Алла Демидова — больше, чем актриса. У нее свой художественный язык, свой взгляд на мир. И этот многогранный образ необходим и интересен сейчас.
Мария Трофимова
Новости культуры