В MMOMA – выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной
«Обратный отсчёт». В московском музее современного искусства представили проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Для авторов эта выставка - повод оглянуться назад и проанализировать сделанное за последние тридцать лет. В экспозиции - как совместные, так и индивидуальные работы московских концептуалистов. Юлия Струкова - подробнее.
Ретроспектива классиков отечественного концептуализма Игоря Макаревича и Елены Елагиной – масштабна, 19 залов. Вместе они творят три десятилетия. Первый проект был в начале 90-х. Назывался «Рыбная выставка», его история - часть истории искусства.
«В далекие 70-е Игорь нашел на помойке выброшенный архив художников, которые ездили в 1935 году в Астрахань на рыбные промыслы, чтоб отразить производство и ловлю рыбы», - рассказала художница Елена Елагина.
Свои объекты художники, в отличие от соцреалистов, сделали в стиле модернизма. Вот промывка красной рыбы, это – резка красной рыбы. Рядом – инсталляция «Рисунки старых мастеров». А вот тема русского космизма – посвящение философу Николаю Федорову – в трех залах. Инсталляцию «Неизвестные разумные силы» художники создавали в подвале Лувра. Её идея – из дневниковой записи Константина Циолковского – он был учеником Федорова. Циолковский вышел на балкон увидел в звездном небе буквы РАУ.
«Он пришёл к выводу, что они обращены именно к нему как некое послание неизвестных разумных сил», - сообщил художник Игорь Макаревич.
Рай разделен лестницами. Внизу – много обуви неизвестно куда исчезнувших людей. А вот один из самых ироничных проектов – «Грибы русского авангарда». Где внутри них обнаруживаются башня Татлина и архитектура Малевича.
«Ель и сосна, и там росли мухоморы. И постоянно употребляли эти мухоморы в разном виде, в лекарственных целях, в разных целях. И видимо, изменилось сознание людей в такую героическую сторону», - заявила Елена Елагина.
Рядом – зал поисков русской идеи. На стене – портреты известных русских философов, судьба которых в основном печальна. Одних – выслали на философском пароходе, других – сгноили в лагерях.
«И образ русской идеи – это вот эта вещь, которая делается из хлеба. И если ее кидать – она никогда не сломается. Делали это в тюрьмах уголовники, люди, сидящие в тюрьме», - добавила Елена Елагина.
Работы Макаревича и Елагиной для этой выставки собраны из Третьяковки, Русского музея, музея Людвига в Кельне и частных коллекций. Свои произведения авторы называют «Совершеннолетними детьми, у которых теперь свои характеры».
Юлия Струкова