В Москве открылся архитектурный фестиваль «Зодчество-20»
Международный архитектурный фестиваль «Зодчество» открылся в столице. Три дня в Гостином дворе будут представлять лучшие российские проекты, объединённые общей темой. В этом году, по мнению кураторов, пора задуматься, какой должна быть архитектура — на время или на века.
Главная тема фестиваля «Зодчество-2020» — «Вечность». Что это значит, объясняет организатор смотра, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков: «Если человек появился, он уже в каком-то архитектурном пространстве. Пусть это какая-нибудь конура или ямочка, где он соломкой прикрылся. Но это все равно архитектура, пускай, примитивная. И архитектура будет. Если мы даже уйдем, архитектура будет. Т. е. архитектура — это вечность».
Этот лес деревянных щитов с высказываниями знаменитых архитекторов, по задумке организаторов, что-то вроде одиночных пикетов. Лейтмотив у всех примерно один, архитектура — это, в первую очередь, искусство, а потом уже строительство. В России вопросами архитектуры занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Вот и только что назначенный главой ведомства Ирек Файзуллин говорил архитекторам о масштабных объемах жилья, которое предстоит построить.
«Один миллиард кв. м. жилья мы должны построить до 30-го года, поэтому прошу, уважаемые друзья, во всех регионах активнее развернуть работу именно по подготовке площадок для такого масштабного строительства», — призвал собравшихся министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин.
Один из стендов фестиваля «Зодчество» рассказывает, как аналогичная задача решалась в Советском Союзе, например, на крайнем Севере. Здания в виде пирамид, в которых должны были жить полторы тысячи человек, его авторы назвали «полярами».
«Эту выставку мы посвятили двум очень интересным, необычным архитекторам — Александру и Елизавете Шипковым. И они придумали очень необычную, уникальную типологию — дом-город. Т. е. когда в условиях крайнего севера все городские функции сжимаются до масштаба одного дома», — объяснил архитектор Андрей Асадов.
Проект так и остался нереализованным. Зато его авторы, будучи студентами МАРХИ, познакомились и поженились. А вот проекты современных студентов МАРХИ. Создание историко-культурного центра в Балаклаве. А так может выглядеть музейно-мемориальный комплекс «Молога», посвященный затопленным рыбинским водохранилищам, сёлам, деревням и городам. Это возможное будущее архитектуры. А вот его прошлое, и то, как оно выглядит в настоящем. Проект «Архнадзора» «Красная книга» рассказывает о памятниках, которым угрожает снос или исчезновение. Есть примеры вопиющие.
«Можно еще назвать эту выставку „Все оттенки красного“, потому что эти четыре больших квадрата означают четыре номинации угроз — угроза сноса, угроза реконструкции, угроза запустения и ветхость», — отметил координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
Московская «Красная книга» «Архнадзора» насчитывает около 300 страниц. Это 300 памятников, которые пока еще есть. Останутся ли они в вечности или хотя бы в обозримом будущем в культурном ландшафте столицы? Вопрос.
Антон Николаев
Новости культуры