На фестивале «Зарядье» представили ораторию Софии Губайдулиной
На Международном фестивале «Зарядье» представили ораторию Софии Губайдулиной «О любви и ненависти». Полная версия этого произведения в Москве раньше не исполнялась. Это одно из самых глубоких и мощных высказываний композитора на темы, которые сегодня волнуют всех. На столичной премьере побывала Лидия Алешина.
Среди нотного материала, который в Москву на Международный фестиваль «Зарядье» привезли артисты Мариинского театра, вот такие клавиры. Оратория «О любви и ненависти» Софии Губайдулиной написана для квартета солистов, смешанного хора и симфонического оркестра. Над произведением София Асгатовна работала не один год. С девяти частей увеличив ораторию до пятнадцати.
«Произведение значительное, полное глубоких раздумий и озабоченности, оно наполнено и любовью к жизни, с тревогой за жизнь на нашей огромной планете», ‒ говорит художественный руководитель фестиваля «Зарядье», народный артист России Валерий Гергиев.
Ораторию София Губайдулина создала под впечатлением от текста из сборника ирландских молитв Бенедиктинского монастыря, опубликованном на немецком языке в 1912 году. В своем произведении она хотела выстроить контраст между ненавистью и любовью.
«Огромной важности работа хора, важность работы солистов, исполняют на двух языках: немецкий и русский», ‒ пояснил Валерий Гергиев.
Свою партию в клавире Михаил Векуа выделил желтым цветом. Тенор признается, оратория «О любви и ненависти» ‒ сочинение для исполнителей непростое. Это сочинение Михаил с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева уже исполнял в Роттердаме и Петербурге, теперь участвует в московской премьере.
«Это произведение ‒ о сегодняшнем дне, в нем много диссонирующего, наш мир стал неестественно диссонирующий, фальшивый. Если человечество задумается, ведь, мы, люди искусства, у нас хорошая миссия, должны нести свет в этот мир», ‒ отметил солист оперной труппы Мариинского театра Михаил Векуа.
Для солистки Ирины Чуриловой эта оратория тоже хорошо знакома, для выступления на фестивале «Зарядье» специально выбрала одежду в темных тонах.
«Я подумала, что надо что-то строгое и серьезное. Произведение заставляет размышлять, думать. Но оно не траурное», ‒ считает солистка оперной труппы Мариинского театра Ирина Чурилова.
Лидия Алешина