О роли кинохроники в ходе Нюрнбергского процесса
В ходе заседаний Международного военного трибунала одним из неопровержимых доказательств вины нацистов стали кадры кинохроники. Станислав Анисимов - о фильмах, показанных на процессе.
На Нюрнбергском процессе впервые в европейской судебной практике доказательством стала кинохроника. Центральная студия документальных фильмов подготовила три ленты: об уничтожении памятников культуры, разрушении немцами советских городов и самый страшный: зверства немецко-фашистских захватчиков.
«Фильм был показан в соответствии с уставом международного военного трибунала Нюрнберга, где подчеркивалось, что документальные кадры считаются доказательной базой преступлений», - заметил сын Романа Руденко - главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Сергей Руденко.
Для создания фильмов были привлечены лучшие специалисты, в том числе: Елизавета Свилова - жена Дзиги Вертова. Находящийся в Нюрнберге Роман Кармен дистанционно корректировал сценарий и монтаж.
«Это были, конечно, душераздирающие кадры, и в Москве, кто их видел, когда первый раз материал пришел в Москву, там тоже в обморок люди падали от того, что было снято. Такие ужасы и такие кошмары», - заметил киновед Валерий Фомин.
Но самые страшные кадры - фашистские концентрационные лагеря. Вот съемки Авенира Софьина, Романа Кармена, Виктора Штатланда из Майданека.
«После окончания фильма в зале воцарилось гробовое молчание. Кто-то вытирал слезы, были вздохи, и даже среди подсудимых было состояние шока, только Геринг хорохорился», - отметил Сергей Руденко.
Герман Геринг поставил под сомнение увиденные кадры. Немцы такого сделать не могли. Это все постановка. Но подлинность хроники подтвердили как оставшиеся в живых свидетелей, так и ряд документов, которые требовались для демонстрации фильма на судебном процессе.
«Должна была быть справка, при каких условиях получены эти фильмы, должно быть сказано в этой справке, кто этот фильм добыл, каким образом он пришел к этому человеку, даже более того, надо было представить документы оператора, который его снимал и документы монтажера», - заметил писатель, юрист Александр Звягинцев.
Особую роль на процессе сыграла немецкая кинохроника - ее тоже использовали как доказательство вины подсудимых. Разыскали действительно уникальные кадры: Гиммлер осматривает концентрационный лагерь.
«Первый пришел в себя, если можно так сказать, Риббентроп. Он попросил у суда не носить галстук. Потому что это очень напоминало ему виселицу», - отметил Звягинцев.
Демонстрация кинохроники стала одним из неопровержимых доказательств вины фашистов, и одним из главных поворотных пунктов в ходе Нюрнбергского процесса.