23 ноября 2020, 11:31 23 ноября 2020, 12:31 23 ноября 2020, 13:31 23 ноября 2020, 14:31 23 ноября 2020, 15:31 23 ноября 2020, 16:31 23 ноября 2020, 17:31 23 ноября 2020, 18:31 23 ноября 2020, 19:31 23 ноября 2020, 20:31 23 ноября 2020, 21:31
  • Денис Яговкин

Возврат товара: нужно ли предъявлять продавцам паспорт

  • Картинка
    Возврат товара: нужен ли паспорт
  • Возврат товара: нужно ли предъявлять продавцам паспорт
    pexels.com
Нужно ли предъявлять паспорт, когда вы хотите вернуть в магазин не устроивший вас товар? По закону, продавец не имеет права требовать паспортные данные, но по факту магазину они нужны для отчетности. Как быть в этой ситуации?

При возврате товара в магазин продавцы обычно просят покупателей предъявить паспорт. Но где гарантия, что ваши паспортные данные не попадут после этого к мошенникам? Зачем вообще магазину эти данные и можно ли их не предоставлять?

Вернуть товар без лишних документов для Дениса Кускова было делом принципа. Все началось с решетки для раковины, купленной в этом магазине: ее размер оказался меньше указанного в ценнике, но возвращать полсотни рублей без предъявления паспорта продавцы отказались.

"Я попросил озвучить статью закона, которая обязывает меня предъявить документ при возврате товара, на что получил только молчание и угрозы", – рассказал житель Череповца.

Денис признается: в суд пошел ради спортивного интереса. Но там неожиданно решили: для возврата денег за товар, оплаченный по карте, паспорт не обязателен.

"Мировой судья Вологодской области удовлетворил иск Дениса Кускова частично и взыскал с ответчика в его пользу стоимость товара – 54 рубля, компенсацию морального вреда – 500 рублей и штраф – 277 рублей", – сообщила руководитель объединенной пресс-службы судов Вологодской области Анастасия Красотина.

Зачем продавцам наш паспорт? Этим вопросом давно задаются сотни россиян, возвращавших бракованные или не подошедшие по размеру и фасону товары. Эксперты объясняют: все дело в банковских и налоговых правилах, которые для магазинов – сродни Библии.

"Давление контролирующих и проверяющих органов на магазины, вынуждает их требовать данные документы у граждан, потому что в ином случае магазин не сможет отчитаться, куда он дел эти деньги", – пояснил адвокат Тимур Матвеев.

Так выглядит заявление на возврат в одной из сетей детских магазинов. Здесь самим покупателем заполняется дата обращения, паспортные данные. Продавцы удивляются: указать серию и номер паспорта покупателей просили всегда из-за строгих проверок. Но, похоже, все больше россиян этого делать не хотят: где гарантия, что завтра информацией не завладеют мошенники?

"Компромиссный вариант – показать документ, удостоверяющий личность, на основании которого продавец может идентифицировать, что это действительно вы", – советует эксперт по финансово-правовой безопасности бизнеса МГО "Опора России" Сергей Елин.

Именно показать, а не переписывать. Вариант и вправду удобный, только вот продавцов вряд ли устроит, считают эксперты. Другой выход – усилить ответственность магазинов за сам сбор паспортных данных.

"Продавец становится оператором персональных данных, на которого жестко налагаются уже требования в связи с этим законодательством. За этими правоотношениями уже следит не Роспотребнадзор, защищающий права потребителей, а Роскомнадзор", – говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов.

Однако пока такие меры профильными органами не обсуждаются. Потому при указании данных паспорта от руки специалисты советуют покупателям делать копию заявления и расходно-кассового ордера.

Эксперты напоминают: предъявление паспорта при возврате товара касается лишь оплаты наличными. А вот при отмене банковских операций документ не обязателен. Впрочем, пока в законах остаются белые пятна, отношения покупателей и продавцов так и будут зависеть от упрямства одних и сговорчивости других.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация