Вспоминая Эрика Галимова...
Российский геохимик, академик РАН Эрик Галимов скончался на 85-м году жизни. Главные труды учёного связаны с происхождением и химической эволюцией Земли и Луны.
«Энергии должно быть много. Тогда у человечества ограничений нет», - говорил академик Эрик Галимов. Более 20 лет он руководил одним из крупнейших институтов Академии наук - Институтом геохимии и аналитической химии.
«Институт, который в свое время, например, обеспечивал целиком аналитическую базу всего атомного проекта. Эрик Михайлович был большим ученым, крупным ученым в области изотопной геохимии, в частности, изотопии углерода. И такие фундаментальные вопросы, как происхождение Земли, происхождение органического углерода, цикл, глобальный цикл углерода - это то, что входило в его научные интересы», - заявил декан химического факультета МГУ им. Ломоносова Степан Калмыков.
Научные интересы Галимова были разносторонними. Он занимался и фундаментальной наукой, и практическими исследованиями. В 1960-х, исследуя алмазы из недавно открытых якутских месторождений, выявил новый тип камней. И предположил, что эти алмазы образовались не уже знакомым способом под высочайшим давлением и при высокой температуре, а с помощью кавитации. В институте геохимии тогда поставили эксперимент: воздействовали огромным давлением на жидкость с графитовой крошкой, которая текла с большой скоростью. В жидкости образовывались пустоты, и эти пузырьки, схлопываясь, высвобождали энергию, достаточную для преобразования углерода в наноалмазы.
«Это все очень далеко от бриллиантов. И вообще, наши алмазы совершенно не могут заинтересовать женщин, к моему сожалению. Потому что это такие наноалмазы. Сегодня это тоже очень важно, потому что наноалмазы перспективны для применения в медицине, например, для доставки лекарств, так сказать. Они проникают через клеточные мембраны хорошо», - говорил Галимов.
Галимов серьезно занимался и ближайшим нашим соседом по вселенной - Луной. Он был руководителем группы учёных, которые выдвинули новую гипотезу образования спутника Земли.
«Он решил проблему формирования системы Земля-Луна. Вот есть довольно модная гипотеза, что это произошло в результате столкновения ранней Земли, там, с другим космическим объектом, размером с Марс. Вот Эрик Михайлович показал, что это возможно было сразу формирование двойной системы Земля-Луна без всяких катастрофических событий», - отметил директор Института геохимии и аналитической химии РАН Юрий Костицын.
С Луной были связаны исследования «альтернативного топлива», которые провел Галимов. Он был сторонником разработки гелия-3, называл это термоядерное топливо «очень концентрированной чистой энергией». Правда, на Земле гелия-3 очень мало, а для его добычи на Луне нужно выстроить целую горнодобывающую промышленность.
«То, что на Луне находится - это не такое большое препятствие при сегодняшних наших возможностях. Другое дело, что на Луне оно тоже находится в очень низкой концентрации. И поэтому нужна переработка миллионов тонн регалита для того, чтобы добыть количество гелия-3, достаточное для того, чтобы это, действительно, был источник энергии на Земле», - отмечал Галимов.
Эрик Галимов не был кабинетным ученым, его интересовала организация науки. Он не раз обращался к правительству с просьбами обеспечить всем необходимым для исследований ученых, ратовал за то, чтобы молодые таланты не уезжали, а трудились в отечественных институтах.
«Его позиция по защите интересов РАН и то, что он в 2015 году был одной из таких наиболее ярких и сильных фигур среди академиков РАН, которые защищали ее интересы - это, действительно, для нас очень важно и, конечно же, мы будем помнить всегда», - добавил президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Эрик Галимов ратовал за то, чтобы Россия не отстала от других держав в Лунной гонке за гелием-3. Называл реакторы, которые будут работать на новом топливе: «наши маленькие солнышки».