В Доме актера представили спектакль "Кабаре Терезин"
«Кабаре Терезин». В Центральном доме актёра представили спектакль, посвященный одной из самых трагических страниц Холокоста. Эту историю в мире рассказывают уже 27 лет, зачитывая подлинные документы. Московская премьера отличается от всех предыдущих. Репортаж Яны Музыки.
Премьера необычного спектакля, на которую прибыл посол Израиля в России. «Кабаре Терезин» - о том, как в нацистском концлагере узники создали театр-кабаре. В Терезиенштадт свозили еврейскую интеллигенцию. В заключении эти люди рисовали картины, читали лекции, сочиняли музыку. Это заметили нацисты и решили использовать. По приказу Геббельса устроили «образцовое гетто». В 1944 году там сняли пропагандистский фильм «Фюрер дарит евреям город». На кадрах счастливые евреи возделывают грядки, играют в футбол. А после съемок всех участников фильма отправили в Аушвиц.
«Терезин, как мы знаем, был особым местом, как бы показательным лагерем, что немцы хотели сделать. Показать, что это не так страшно, что Холокост это вот, посмотрите, там футбольные команды. Но это было ужасное место. Потому что многие знали, чем это кончается. Что оттуда вывозят в Аушвиц, в другие лагеря. На смерть». – заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в России Александр Бен Цви.
Архивные материалы из Терезина впервые воплотили на сцене в 1992 году в Вене. Потом вышли английская и французская версии. И вот впервые - спектакль на русском языке. На основе документов режиссер Нина Чусова написала пьесу, в которой есть исторические лица и собирательные образы. Концлагерь и кабаре - сочетание этих слов даже трудно представить. Узники Терезина не пали духом. Над обстоятельствами своей жизни шутили и смеялись.
«Там будет юмор, и может быть он достаточно жесткий. То есть у нас есть песня-считалочка. До сих пор она во мне неоднозначные вызывает какие-то чувства, потому что это реально черный юмор, европейский черный юмор того времени. Он очень тяжелый. Может даже кажется, что так нельзя», - подчеркнула режиссёр Нина Чусова.
В «Кабаре Терезин» исполняли шлягеры того времени с переделанными словами, создавали собственные песни. Для текстов, к которым не было музыки, ее написал Сергей Дрезнин. Он изучал эстраду того времени, работал с архивами.
«Я встречался и в Вене, и в Нью-Йорке, во-первых, с бывшими узниками - это совершенно особые люди. Они выжили лагерь. И они еще выживут, еще живут. И снимают фильмы, пишут книги», - отметил композитор Сергей Дрезнин.
Главная героиня спектакля - писательница Ильзе Вебер. Она попала в Терезин со своим младшим сыном и мужем Вилли, его потом перевезли в другой лагерь.
«Незадолго до отъезда Вилли закопал ее тексты и ее стихи под барак. Ну вот, я такую вещь прочла, когда готовилась. И он выжил в Освенциме, и потом вернулся, и выкопал. И поэтому у нас есть эти тексты и этот документ», - заметила актриса Мириам Сехон.
В Терезине не знали, куда поезда увозят узников. Самый юный участник спектакля Иван Новоселов тоже не сразу всё понял.
«В начале я не понимал, про что это. Раз говорили, что можно уехать, я думал, а, это, наверное, там какой-нибудь отель или что-то еще. Но потом я начал вникать, понимать, что это концлагерь, гетто», - заметил актёр Иван Новосёлов.
Главный феномен Теризина - песни и шутки посреди голода и смерти. Один героев спектакля произносит такие слова: «Лучше умереть от смеха, чем от страха».