26 ноября 2020, 19:37 26 ноября 2020, 20:37 26 ноября 2020, 21:37 26 ноября 2020, 22:37 26 ноября 2020, 23:37 27 ноября 2020, 00:37 27 ноября 2020, 01:37 27 ноября 2020, 02:37 27 ноября 2020, 03:37 27 ноября 2020, 04:37 27 ноября 2020, 05:37

В Научно-исследовательском кинофотоинституте обнаружен фрагмент тестового фильма 70-х годов

  • В Научно-исследовательском кинофотоинституте обнаружен фрагмент тестового фильма 70-х годов
  • Картинка
    В научно исследовательском кинофотоинституте нашли фрагмент тестового фильма
  • В Научно-исследовательском кинофотоинституте обнаружен фрагмент тестового фильма 70-х годов
История этой ленты — один из важнейших этапов в развитии мирового стереокино.


В Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) нашли фрагмент тестового фильма, снятого в 70-е годы по просьбе канадских кинематографистов. История этой ленты — один из важнейших этапов в развитии мирового стереокино. Подробности — в специальном репортаже Станислава Анисимова.

Эту пленку создатель музея «Пространство Кинап» Александр Зенин обнаружил в архиве заведующего лабораторией стереокино НИКФИ Сергея Рожкова. На ней — пятиминутный фрагмент стереофильма, снятого по просьбе канадских кинематографистов. Именно эта прогулка по весенней Москве стала началом большого пути формата IMAX 3D — демонстрации объемного изображения на огромном экране.

«Вдруг из Госкино позвонили и сказали, что приезжает к нам из канадского Национального института кино группа в составе трех человек: руководителя Колина Лоу, кинооператора Джона Споттена и инженера Эрнста Макнаба, чтобы познакомиться с нашей системой съемки на две широкоформатные пленки, с тем, чтобы в дальнейшем получить эту камеру, для того чтобы им снять. Но 72-й год, сами понимаете, ничего мы им не дали», — рассказала сотрудник лаборатории стереокинематографа Научно-исследовательского кинофотоинститута Анна Слабова.

Предметом интереса канадцев была вот эта камера — «Маска 70». Сегодня она экспонат музея. Изначально ее разработали для комбинированных съемок в киноэпопее «Война и мир». Но Сергей Бондарчук ее так и не использовал. Камеру отдали в НИКФИ, сотрудники которого заменили объектив и приспособили её для стереосъемок. Формат 2×70. Съемка ведется на две пленки, расположенных близко друг к другу.

«Так как очень массивная получалась бы кассета, решили развести эти кассеты на две части. То есть для правого глаза находится сверху. А для левого глаза находится снизу», — объяснил директор музея кинотехники «Пространство Кинап» Александр Зенин.

В Канаде тоже были попытки съемок фильмов в формате IMAX 3D. Вот только установка была более громоздкая. Это две широкоформатные камеры Panavision, закрепленные на специальной площадке перпендикулярно друг другу. Работать с этой системой было хлопотно. Поэтому канадские кинематографисты и обратились к советским коллегам.

«Нам удалось проявить материал, этот 65-миллиметровый Кодак, у нас на Мосфильме, и кусочек у нас небольшой остался в лаборатории», — добавила Анна Слабова.

Снимали без сценария. За режиссуру отвечал оператор Николай Большаков. Все материалы Анна Ефимовна хранила в этой папке. В фильме были актрисы, правда, роли у них без слов. Лента получилась без сюжета, видовой. Главное в ней — это глубокая перспектива кадра, благодаря которой можно продемонстрировать стереоэффект. На экране — сразу несколько объектов, какие-то из них буквально вывалятся в зал, прямо на зрителей. Полученную пленку канадским кинематографистам оставалось только адаптировать под свой формат. Он принципиально отличался от нашего.

Александр Зенин: «У нас же получились узкие два кадрика, но на 70-миллиметровой пленке, а им надо было перейти на свой формат — почти квадратный. У них 1:44 соотношение сторон кадра. Соответственно, оптическим способом они повернули на 90 градусов изображение. И его растянули на большой формат этой пленки для того, чтобы показывать на своей системе IMAX.

Экран в таком кинотеатре значительно больше, чем в обычном. Он расположен ближе к зрителям и слегка изогнут. Так изображение полностью заполняет поле зрения аудитории. Места расположены по принципу амфитеатра, чтобы зрители не мешали друг другу. Благодаря «объемному» звуку зритель чувствует себя внутри изображения.

Этот тестовый фильм сняли всего за три смены. Результат поразил канадцев: четкое стереоизображение от стенки до стенки, от пола до потолка. Эту короткую прогулку по Москве 70-х создатели IMAX не забывают и по сей день.

«В то время у нас не было никакого опыта в 3D, а НИКФИ был лидером в этой области и разработал очень продвинутые стереоскопические камеры. Директор НИКФИ, доктор Комар, совершил очень щедрый поступок, дав возможность воспользоваться этой техникой Национальному Совету Канады по кинематографии. И это в итоге привело к созданию системы IMAX 3D», — отметил создатель системы IMAX Грэм Фергюсон.

В той самой папке Анна Ефимовна Слабова сегодня хранит материалы по истории разработок советского стереокино. И вспоминает об этих съемках, как одном из ярких событий в работе и плодотворном обмене опытом между канадскими и советскими инженерами.

 

Станислав Анисимов
Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация