Вспоминая Владимира Фортова...
Сегодня пришло сообщение о кончине Владимира Евгеньевича Фортова - академика, бывшего главы Российской академии наук. Ему было 74 года. В 2013 году он баллотировался на пост президента Академии и был избран, но когда перед выборами его спросили, не опасается ли он проиграть, Владимир Евгеньевич ответил: «Если проиграю, уйду в кругосветку. У меня всё готово. Я с Физтеха яхтами увлекаюсь».
Владимир Фортов не похож на классического ученого, и об этом говорят многие. До занятий наукой он успел стать мастером спорта по баскетболу - большая редкость для человека из научного мира. И увлечения всегда были неожиданными: он огибал мысы Горн и Доброй надежды на яхте, пересек Атлантику под парусом, несколько раз бывал на Южном и Северном полюсах, управлял самолетом и даже опускался на дно Байкала на аппарате «Мир».
Поворотный момент в биографии был тоже необычным: Фортов, тогда молодой ученый, выступал на одном из симпозиумов в Ленинграде и не подозревал, что в своем докладе критикует научную работу именитого академика Якова Зельдовича.
«На первом ряду сидел некий такой коренастый человек лысый в такой маечке. И довольно бесцеремонно стал задавать вопросы и объяснять, что вот здесь надо было сделать по-другому. Поскольку я уже считал, что никогда уже этим заниматься не буду, а именно ударными волнами и термодинамикой, я тоже довольно резко с ним вел дискуссию. Выяснилось, что это академик Зельдович», - рассказывал Фортов.
После этого именно Зельдович помог устроиться Фортову в Черноголовку - в институт химической физики. Вскоре Фортов защитил диссертацию и из младшего научного сотрудника вырос в руководителя отдела.
«Он заложил новое направление - это (условно так ее можно назвать) динамическая физика неидеальной плазмы. Вот он был и теоретик, и экспериментатор. Под его руководством разработаны такие эмпирические уравнения о состоянии вещества при экспериментальных условиях, температурах и давлениях», - заявил ученый, академик РАН Сергей Алдошин.
Владимир Фортов считал, что учёный должен иметь возможность работать круглосуточно и ежедневно, и у него для этого должны быть все условия: оборудование и перспективы роста. Академию наук он возглавил в 2013 году в разгар организационных реформ в научной сфере, по ходу которых настаивал на том, что реформы в науке должны проводить только сами ученые.
«Он в течение четырех лет был как раз на острие всех этих событий и очень много сделал для того, чтобы Академия наук сохранилась и была в состоянии таком, чтобы продолжать и научное руководство нашими фундаментальными исследованиями, и быть максимально полезной нашей стране», - отметил Президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Одним из самых известных его экспериментов стал, так называемый, «пылевой» или «плазменный кристалл». На основе этого открытия, сделанного в Космосе, стало возможно создавать новые компактные источники питания с большим сроком работы.
«Плотно работали вместе мы с ним при подготовке первой экспедиции на Международную Космическую Станцию, потому что я был в составе этой экспедиции. И первый немедицинский эксперимент, который проводился на борту Международной Космической Станции, был как раз эксперимент «плазменный кристалл». Эксперимент, по теме которой занимался Владимир Евгеньевич. Это был такой очень интересный международный эксперимент совместный - Института физики высоких энергий и немецкий Институт Макса Планка», - рассказал летчик, космонавт, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации Сергей Крикалев.
Последние годы Владимир Евгеньевич был руководителем одного из научных тематических отделений в Академии наук. Коллеги из РАН сообщают, что он сохранял высокую научную активность вплоть до последних недель жизни.
Завтра 30 ноября в 20 часов 30 минут смотрите на нашем телеканале программу из цикла «Линия жизни» памяти Владимира Фортова.
Новости культуры