Смерть в прямом эфире: трэш-контент как путь к славе
До 15 лет тюрьмы может получить блогер Станислав Решетняк, во время стрима которого умерла девушка. Следствие изучает и другие эпизоды откровенного насилия. Но случившееся уже не в первый раз поднимает вопрос — почему молчали те, кто наблюдал за всем происходившим в прямом эфире? И почему подобные видео вообще кто-либо смотрит?
Арестован на два месяца... Станислав Решетняк, оказавшись за решеткой Раменского суда, вел себя гораздо скромнее, чем во время своих многочасовых стримов.
— Кто виноват в ее смерти, по-вашему?
— Мне кажется, у нее проблема с головой была. Она даже жаловалась.
— То есть она виновата в своей смерти?
— Нет.
— А кто?
— Случайность.
Перед экраном компьютера он преображался, превращаясь в Reeflay. Обычная рабочая униформа — майка, максимально обнажающая татуировки.
Подругу Решетняк голой выставил на мороз, а обратно затащил уже бездыханное тело. Пил шампанское, слушал музыку, пока не приехала скорая, которую вызвал кто-то из зрителей, и врачи констатировали — девушка мертва. Ее еще и систематически избивали.
"Я думаю, что это просто постановочные ролики для того, чтобы набрать какие лайки или еще что-то", — прокомментировал адвокат стримера Евгений Кулагин.
Частный дом в Подмосковье, где все и происходило, тот самый диван, который фигурирует во многих видео блогера Reeflay, роутер — в стриминге все равно, что является орудием труда. Остальное делает видеоплатформа.
"Мы потрясены, узнав о трагической гибели во время лайвстрима. Исходная прямая трансляция велась не на YouTube, но мы быстро удалили ее копии у себя и удалили связанный аккаунт. Такой контент недопустим на YouTube", — прокомментировали в пресс-службе Google.
Аккаунт, в котором, кстати, по меркам YouTube, совсем немного пользователей, действует до сих пор.
"Трэш-контента очень мало и аудитории, которая бы этот контент потребляла, не так много. Стримеры очень сильно конкурируют друг с другом за внимание таких зрителей и поэтому готовы платить гораздо большие деньги, чем в обычном "белом поле" любой другой стример получает", — высказал свое мнение владелец рекламного агентства Артур Авакян.
Уже пересмотрели и другое творческое наследие Решетняка — там в основном то, что называется трэш-контент — издевательства над другими людьми. В верху кадра расценки: можно поставить в угол за сто рублей, а за тысячу разбить яйцо об голову.
"Это общество надо лечить, потому что все зашло слишком далеко, на мой взгляд. У нас слишком много людей, которые вот таким образом хотят получить собственную минуту славы. И им это, к сожалению, удается", — прокомментировал заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Александр Тхостов.
Как пример, недавний случай с блогером Mellstroy. Он избил девушку на глазах многотысячной аудитории.
Чаще всего пострадавшие и вовсе не обращаются в правоохранительные органы. Например, девушка из дагестанского Дербента отправила подруг отомстить обидчице. Но жертва отказалась и от госпитализации, и от возбуждения уголовного дела.
"Немногие отдают себе отчет в том, что демонстрация насилия в Сети, убийства, нанесение телесных повреждений — это все подлежит уголовной ответственности. Есть много случаев, когда люди, которые это показывали, садились на скамью подсудимых и получали реальные сроки наказания. Ради хайпа сегодня многие готовы совершать негативные действия", — рассказал председатель общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена.
Три года назад в Швеции двое мигрантов из Афганистана изнасиловали женщину, а видео выложили в соцсети. Пользователи немедленно сообщили о происшествии и, более того, опознали насильников, которые немедленно были арестованы. В случае с гибелью девушки в Подмосковье именно таким образом нашли свидетелей преступления.
"Многочисленные зрители наблюдали в прямых эфирах блогера нанесение побоев девушке, а также совершение иных противоправных действий со стороны блогера, оценка которым будет дана в ходе расследования уголовного дела", — сообщила старший помощник руководителя ГСУ СК России по Московской области Ольга Врадий.
Станиславу Решетняку, более известному как Reeflay, предъявлено обвинение по статье, которая предполагает до 15 лет лишения свободы.