Погромы в Париже: гранаты против горючки
В Париже вновь громят витрины и жгут автомобили. 5 декабря там прошла очередная акция протеста против законопроекта о глобальной безопасности. Статья 24-я законопроекта предусматривает год тюрьмы или штраф в 45 тысяч евро за фотографию полицейского, по которой его можно идентифицировать, раскрыв таким образом персональные данные или – вот новое слово – деанонимизировать.
То есть в полном обмундировании полицейский действует анонимно лишь как представитель государства. Он практически неузнаваем, в нем "стерты" личностные особенности – так его фотографировать можно. Но если вы захотите раскрыть его личность, а далее опубликовать еще и имя, что будет считаться призывом к мести, то тут-то к вам придут коллеги этого полицейского и придется отвечать. Пока такого во Франции нет, но уже предлагается. Вот улица и воюет против новой инициативы властей.
Разрывы шумовых гранат сотрясают окна жилых зданий на улице, ведущей от окраины Парижа к площади Республики. Толпа быстро готовится к бою, переоблачается в черные одежды и начинает возводить баррикады. Полиция пытается им помешать, и улицу заволакивает едкий дым, начинается давка. Ситуация выходит из-под контроля.
Прямое попадание в небольшую группу стражей порядка, которые прижимаются к зданию и прячутся за щитами. В них летят бутылки и шарики с краской. Небольшой отряд пытается зайти за возведенную баррикаду, но попадает под град булыжников и отступает под свист и улюлюкание толпы, которая продолжает вооружаться.
С собой у протестующих молотки и ломы. Люди выламывают железные решетки, прямо на улице откалывают булыжники от тротуара, ломают стены и тут же громят магазины, страховые агентства, бьют витрины, вытаскивают то, что плохо лежит, и очень нервно реагируют на тех, кто пытается это снимать.
Они прыгают на машинах, бьют стекла. Откуда-то появляются бутылки с зажигательной смесью – автомобили вспыхивают, горят и мусорки. Огонь очень быстро перекидывается на стоящий рядом грузовик. На место спешат пожарные, протестующие им не мешают.
Противостояние временно перемещается на соседние улицы. Черный дым, разрывы петард – несколько попадают на балконы. Жильцы спешно выбегают их тушить. Пока в середине кортежа идут бои с полицией, остальные тысячи мирных манифестантов не расходятся и подогревают настроения.
Скандальный закон отозвали на доработку, но не этого хотят люди – они требуют его полной отмены и снова выходят на улицы.
Год тюрьмы и штраф 45 тысяч евро за съемку действий полиции – со злым умыслом. После массовых протестов по всей Франции и погромов на расплывчатые формулировки и неоднозначный текст, наконец, обратили внимание.
Главу МВД Жеральда Дерманена вызвали на ковер в Законодательную комиссию Национальной ассамблеи, где его критиковал предшественник Кристоф Кастаньер. Дерманен в ответ упрекал его в том, как неумело обеспечивался порядок по время манифестаций "Желтых жилетов". Министра вызвал к себе президент Макрон, разгневанный тем, что ему пришлось лично вмешаться в это дело. В итоге в попытке потушить народное волнение президент объявил о создании онлайн-платформы и горячей линии, куда люди смогут сообщать о фактах превышения полномочий со стороны полиции, расизме и дискриминации.
Но это вызвало возмущение уже у полиции. В профсоюзе назвали предложение Макрона предательством и хотят теперь объявить бойкот: ни у кого больше не проверять документы, не реагировать на вызовы, не контролировать подозрительные машины. Глава МВД, несмотря на критику, стоит на своем и обещает переписать текст таким образом, чтобы интересы полицейских были учтены, а распространение персональных данных и информации об их семьях было деянием наказуемым.
А вот наказывать за такие погромы особо не получается. Задержаны всего 95 человек. Есть и раненые. Молодому парню оторвало палец на руке, когда он подобрал шумовую гранату. В это же время отступающая под натиском плотных рядов многочисленных полицейских толпа продолжала громить автобусные остановки, рекламные щиты и разводила костры из документов, выброшенных из отделения банка. Печальный итог этого вечера, но не финал – французы обещают продолжить борьбу за отмену скандального закона.