Вокальный ансамбль «Intrada» и Музей Музыки возрождают духовную музыки эпохи барокко
Российский национальный музей музыки и вокальный ансамбль «Intrada» заново открывают русскую духовную музыку эпохи барокко. Партитуры сочинений, которые не исполнялись несколько столетий, ищут в архивах и расшифровывают. Первое исполнение — в соборе св. Петра и Павла в рамках фестиваля «Адвент». Подробности — у Юлии Струковой.
12-голосный концерт «Веселитеся, праведнии» Василия Титова не исполнялся несколько столетий. Так же, как большинство русской духовной музыки эпохи барокко.
«Придворной капелле Александр Первый дал монополию на издание русской духовной музыки и можно было петь с того времени, а это 1814 год, только то, что было напечатано и на чем стояла цензура именно Бортнянского. А Бортнянского музыка русского барокко, видимо, совершенно не интересовала. Стиль сменился», - отметила художественный руководитель вокального ансамбля «Intrada» Екатерина Антоненко.
Произведения русского барокко остались только в рукописях. Интерес к ним появился только в конце XIX века у Степана Смоленского - директора Синодального училища, профессора Московской консерватории. Он стал эти рукописи собирать, благодаря чему они дошли до нас. В фондах Музея Глинки их сегодня больше 1200.
«Это одна рукопись – в ней около 150 произведений. Для исполнения нужны 12 томов, если петь по этим партиям», - отметила музыковед Анна Булычёва.
Партитура в виде «квадратной или киевской нотации». Ее использовали в XVII-XVIII веках. Похожа на современную нотную грамоту. Но нет тактовых черт, непонятна расстановка диезов и бемолей. Каждый том – для одного голоса. Называется поголосник. Пели на 12, 24 и даже 48 голосов! Это как несколько хоров одновременно.
«12 голосов – это тройной хор. Три четырехголосных хора. Вопрос: как они должны располагаться в пространстве? И вот мы начали с этого эксперимента, как они должны располагаться. Один концерт Титова спели два раза, перестроившись», - заявила Булычева.
В репертуаре ансамбля «Intrada» – уже сегодня есть произведения Василия Гусева и Василия Титова, любимого композитора Петра Первого. В фондах Музея Глинки – еще порядка трех тысяч произведений той эпохи,
Исследователи продолжают размышлять: каким было аутентичное исполнение русских духовных песнопений? Ведь нет сведений об их темпе, строе. Часть поголосников утеряны, партии приходится дописывать. Помогает опыт исполнения западной старинной музыки. Ведь если бы русские, итальянские, немецкие композиторы эпохи барокко вдруг встретились, они бы наверняка поняли друг друга и смогли бы вместе музицировать.
Новости культуры