На особо охраняемом аэродроме обчистили "самолет Судного дня"
Расследование, которое ведется после дерзкой кражи с особо охраняемого аэродрома "Таганрог-Южный", где неизвестные обчистили, а по-другому и не скажешь, секретный военный самолет Ил-80, проходящий техобслуживание. Сегодня, судя по данным прессы, на допросе побывали уже 12 человек, в том числе авиационные техники, инженеры, а также сотрудники службы безопасности.
К последним больше всего вопросов. Потому как грабителям удалось вскрыть грузовой люк, проникнуть внутрь борта и вынести оттуда несколько десятков единиц оборудования. Причем, такого, которое уже само по себе является государственной тайной. Как и, собственно, другая детальная информация об устройстве Ил-80. Его не зря называют "самолетом Судного дня". В случае экстренной ситуации, например, ядерной угрозы, должен служить командным пунктом для высшего руководства страны.
Инцидент в Таганроге выходит далеко за рамки обыкновенной кражи. При этом, точные мотивы преступников пока непонятны – от банальной возможности сдать ценные детали на металлолом до куда более серьезных последствий для военной отрасли. Шансы найти исполнителей есть, и немалые.
Возможно, помогла вот эта схема, которую нетрудно найти в открытом доступе. По ней, например, можно понять, где на аэродроме камеры наблюдения установлены. Все это – в приложении к контракту с охранным предприятием, услуги которого обошлись в 24 миллиона рублей.
"Здесь схема – количество постов, количество групп быстрого реагирования, их маршрут движения. Это все способствует тому, чтобы злоумышленникам упростить жизнь", – говорит эксперт в области комплексной безопасности, ветеран подразделения специального назначения Петр Фефелов.
Из самолета украдены около сорока блоков, отвечающих за радиосвязь, и еще несколько плат. В их начинке может быть немало драгоценных металлов.
"Полезли за драгметаллами, что есть в самолете в радиоаппаратуре и системе передачи данных, в других устройствах, но насколько действительно так, простые ли они воры или действовали по чьей-то наводке и собирались что-то продать зарубежным интересантам, вот это большой вопрос", – рассуждает военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин.
Версию о работе заграничных спецслужб со счетов эксперты не списывают. Ведь речь о "самолете Судного дня". Одном из четырех, на борту которого есть все необходимое, чтобы управлять войсками во время ядерной войны. Есть мнение, что наиболее важные, секретные элементы на время планового обслуживания демонтируют. Но убирать всю аппаратуру нецелесообразно.
"Каждый пункт оснащен комплектом аппаратуры, она не съемная, а в грузовом отсеке", – говорит военный эксперт журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков.
Именно в этот отсек воры и проникли. Наследили внутри в прямом смысле. И даже отпечатки пальцев оставили.
"Доступ в грузовой отсек может быть снаружи, если есть ключи. Он открывается для замены аппаратуры, обслуживания. Люди, которые там ходили, знали, видимо. Каким-то образом кто-то раздобыл ключ. Люди знали и территорию завода, и охрану на заводе", – продолжает Леонков.
На то, чтобы вытащить из самолета десятки блоков, явно требуется немало времени. А потом преступникам нужно было еще этот груз по территории провезти. Да так, чтобы ни у кого подозрений не вызвать.
Не удивительно, что в поле зрения МВД, сообщают СМИ, попали и некоторые сотрудники комплекса. Вопросы, видимо, будут и к организации охраны на объекте.
"Если прибывает особый борт для определенных работ, здесь решило бы проблему выставление дополнительного поста, тем более если он настолько необычный и стратегически важный. Почему этого не было сделано, не было инициативы со стороны заказчика и предприятия – это большой вопрос", – говорит эксперт в области комплексной безопасности, ветеран подразделения специального назначения Петр Фефелов.
Расследование продолжается. Что интересно, ни представители научного комплекса, ни охранного предприятия не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Возможно, им не до этого. Наверняка латают бреши в системе защиты.