В Эрмитаже выставлены картины последователей Рафаэля
Эрмитаж проводит «Линию Рафаэля». Большая экспозиция, приуроченная к 500-летию со дня смерти итальянского художника, посвящена его влиянию на европейское искусство. Выставка организована при поддержке компании «Роснефть». И при участии крупных западных музеев.
За свою недолгую жизнь - всего 37 лет - он стал одним из самых прославленных художников Италии. В XIX веке историю искусства делили на до и после Рафаэля. Экспозицию открывают работы самого мастера. С опозданием прибудет в Эрмитаж одна из жемчужин Лувра.
«Вот в этой нише должна находиться главная привозная картина из Лувра - "Прекрасная садовница". Поскольку коронавирус, Лувр закрыт и только- только открывается, то она приедет с опозданием», - заявил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
А, вот, «Мадонна из Нижнего Тагила» - так определил картину Игорь Грабарь - уже заняла свое место.
«Найдена она была в Нижнем Тагиле в 1924 году. В господском доме, некогда принадлежавшем Демидовым. Николай Никитич Демидов, он был российским посланником во Флоренции и коллекционировал картины итальянских художников», - сообщила директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
Линия Рафаэля растягивается на пять веков - именно столько прошло после смерти художника. Работы, объединенные его гением, привезли из Британского музея, Национальной галереи в Лондоне, галереи Альбертина в Вене.
Воспевать величие человека в его доброте, – этому еще при жизни у Рафаэля учились многие. Одним из самых талантливых учеников считают Джулио Романо. Под его руководством были созданы фрески для украшения виллы Стати-Маттеи в Риме.
Фрески экспонируют в период реставрации. Это первый в истории Эрмитажа случай, когда зритель может наблюдать за еще не оконченным процессом возрождения работ
Услышать тишину рафаэлевских портретов можно и в работе великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Правда Мадонну с младенцем на своей картине он изобразил без лиц.
«С одной стороны, выставка показывает уважение к Рафаэлю, которое продолжается сквозь века. С другой стороны, и то, что наступила эра совершенно другого искусства, которое не может сойтись с ним и наследовать прямо напрямую», - рассказал куратор выставки Василий Успенский.
Протянулись линии Рафаэля и в 2020-й.
«Это не цифровой принт, это именно рукодельная вещь. И вообще говоря, это тоже то, что восходит к Рафаэлю», - добавил Василий Успенский.
Создатели экспозиции уверены, посмотрев ее, гости Эрмитажа непременно пойдут и на постоянную выставку, чтобы наполнится светом полотен Рафаэля и найти его отблески в картинах других эпох.
Екатерина Грициенко
Новости культуры