Запущен новый проект по проведению противоаварийных работ в памятниках культуры
Консервация храмов. Министерство культуры и РПЦ запустили проект по проведению противоаварийных работ на объектах культурного наследия, которые нельзя отреставрировать. Разрушающихся бесхозных церквей со статусом памятника архитектуры в России более 3-х тысяч. Кому помогут, выясняла Ирина Разумовская.
«Большие надежды на новую программу Минкульта возлагали все, кто много лет занимаются Знаменским храмом в исчезнувшем селе Теплое Московской области», - говорит краевед и исследователь Ольга Ткаченко. Что только она не предпринимала для его спасения. Последний уцелевший в первоначальном виде шедевр архитектора Львова, построенный в самом конце XVIII века в палладианском стиле, сегодня находится в остро-аварийном состоянии.
«Обращение общественности, исследователей творчества Львова, местных жителей в Фонд благотворительный «Спасение порушенных святынь» Епархии Московской, хозяйственно-финансовое управление Патриархии. Ответы были, что у нас сейчас нет возможности на восстановление храма, хотя запросы были именно на консервацию и противоаварийные работы, потому что восстановление - это колоссальные средства», - объяснила краевед, исследователь Ольга Ткаченко.
В селе Тёплое прошло детство Татьяны Гороховой, здесь родились её бабушка и дедушка, в этой церкви их крестили, здесь они венчались. Она помнит печи с изразцами, красивый иконостас, старинные иконы...
«Моё детство прошло тоже здесь! Это настолько моё родное. Пока деревня была жива, потому что после войны здесь десяток домов оставалось, ну люди как могли хранили», - пояснила местная жительница Татьяна Горохова.
Год назад, в ноябре 2019 года, Патриарх Кирилл обратился в Минкульт с просьбой разработать механизм финансирования для спасения подобных объектов культурного наследия. До этого в течение многих лет эксперты говорили о том, что таких храмов настолько много, что спасти их поможет лишь срочное проведение противоаварийных работ.
«Многие аварийные храмы, к сожалению, из-за нашего климата могут в течение 5-10-20 лет вообще исчезнуть с лица земли, и это будет невосполнимая потеря для культуры и генокода», - заявил председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, Протоиерей Леонид (Калинин).
Консервацию как отдельную госпрограмму давно предлагало ВООПиИК - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. И вот она запущена Министерством Культуры и РПЦ.
«Финансирование этого года составляет 200 миллионов рублей, и каждый год будет выделяться по 500 миллионов рублей. Мы предполагаем, что в год мы будем консервировать по 50 объектов», - объяснил директор Департамента государственной охраны культурного наследия Роман Рыбало.
Самый главный вопрос на сегодня, что это будут за объекты. Пока это не ясно. ВООПиИК свои предложения и рекомендации давно сформулировал и составил список.
«Мы собственно ожидали от ведомства, что оно рассмотрит наше предложение пилотных аварийных объектов, которые можно было уже в этом году спасти, провести там противоварийные работы. Это те, по которым давно проходила документация, исследования, возможно где-то даже разработаны проекты, но вот до сих пор не принято ни одного решения из этого списка, при этом сама программа переформатировалась в нечто совсем иное», - заявил председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК Евгений Соседов.
«Списков всегда есть несколько, они где-то совпадают, где-то не совпадают, просто есть много правовых моментов, которые при поступлении мы проверяем. Список РПЦ был больше, но в силу того, что это же бюджетные деньги, мы должны их тратить в соответствие с процедурами. Списки были. Более того, мы проводим совещание постоянно совместные и РПЦ, и ВООПИка. Где-то мы сходимся во мнении, где-то мы не сходимся», - отметил директор Департамента государственной охраны культурного наследия Роман Рыбало.
На сегодняшний день памятник федерального значения в селе Теплое в новую программу по консервации не вошел. Хотя ещё в начале года в том, что он там будет, уверяли в Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Патриархии.
«Он может претендовать на другую программу, она называется «Культура России», и она давно реализуется Министерством Культуры. Ему не надо входить в систему аварийных памятников». – пояснил председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, протоиерей Леонид (Калинин).
Список храмов, которые попали в программу на 2021-й год, в ближайшее время обещают доработать и вывесить на сайт Министерства культуры. Мы попросили в ведомстве назвать нам несколько объектов, которые точно там окажутся. Вот один из них - Храм Живононачальной троицы в Селе Ознобишино в Новой Москве. Это памятник регионального значения.
До 90-х годов он находился в таком же состоянии, что и храм в селе Тёплое. Затем его по частям начали восстанавливать, но безкомплексного подхода и научной реставрации.
«Раньше до революции сам фундамент строили из бутова камня, который соединялся извёсткой. Сейчас между бутовым камнем находится пустоты, их наполняет воды и, когда наступают морозы, то в результате морозного пучения храм начинает подниматься, и разрушается цоколь, и даже есть трещины по кирпичной кладке», - отметил настоятель храма Живононачальной троицы в Селе Ознобишино, Иерей Владимир (Стасюк).
Работы по гидроизоляции фундамента, чтобы влага оттуда не поступала на стены, и они переслали мокнуть и отслаиваться, начнутся в конце январе. Подрядчики найдены, договоры заключены. Деньги Министерство Культуры уже выделило по программе «консервация объектов, находящихся в аварийном и руинированном состоянии». Её критерии до конца пока не ясны. Что считать и как быть с остро-аварийными памятниками? Какая у них должна быть форма собственности, чтобы попасть в эту программу, и какими разрушенными церквями важно заниматься в первую очередь, находящимися в населенных пунктах или в заброшенных сёлах и деревнях?
Новости культуры