"Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз"
Выставка в музее "Новый Иерусалим"
24 декабря 2020 – 11 апреля 2021
Музей "Новый Иерусалим" готовит к открытию 24 декабря 2020 г. выставку "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз", которая представит произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России. Работы Брейгелей на выставке дополнит ряд произведений их современников – широко известных фламандских и голландских авторов. Всего в экспозиции будет представлено 70 работ, большая часть из которых будут показаны российской публике впервые. Этим масштабным проектом музей завершает год своего 100-летнего юбилея.
Основу выставки составили работы представителей династии Брейгелей. Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший. Произведений основателя династии, самого Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет национальной нидерландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко. Однако гений великого мастера дал импульс для длительного, не в одном поколении, развития особой брейгелевской традиции, картины которой и войдут в экспозицию. "Феномен Брейгелей", как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей.
Выставка в музее "Новый Иерусалим" объединит 70 произведений, большинство из которых выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже – на меди или холстах. Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика увидит впервые.
Произведениям Брейгелей, а также работам мастеров их эпохи – художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков – коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах, а также в частных галереях. Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть – 29 произведений – была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. По прошествии пяти лет в музее "Новый Иерусалим" вниманию публики представят уже 70 произведений – в два раза больше. Таким образом, выставка гораздо полнее характеризует феномен семьи Брейгелей и в целом – обстоятельства бытования искусства в условиях свободного рынка в Европе в XVI–XVIII веках.
Валерия и Константин Мауергауз, коллекционеры:
"Выставка, на которой представлена одна из лучших частей нашей коллекции, включает произведения с уникальной историей поступления в собрание, ведь на приобретение некоторых картин уходили годы. Уверены, что выставка станет значимым событием и для самой коллекции, и для зрителей: творчество младших Брейгелей и их окружения – особое явление в истории искусства Северной Европы, представляющее большой интерес для самой широкой зрительской аудитории в России. Для нас важно и почетно, что коллекцией заинтересовался Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим", один из самых современных и динамично развивающихся музеев нашей страны".
В центре выставки – произведения Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены. Особого внимания заслуживает ранняя композиция мастера "Богач и льстецы", сравнительно крупный по размерам "Крестьянский праздник", а также его широко известная картина "Добрый пастырь". Ранее она находилась в собрании Н.К. Рериха, а позже перешла в коллекцию бельгийского барона Пауля Кронакера. Долгое время ее атрибуция вызывала споры, многие специалисты видели в ней оригинал Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), и лишь в 2014 году после тщательных исследований картина "Добрый пастырь" была признана авторской работой превосходного качества Питера Брейгеля Младшего.
Иной творческий путь прошел второй сын Питера Брейгеля Старшего – Ян Брейгель Старший (1568–1625). Он в меньшей степени зависел от образцов отца (точное копирование не являлось его стезей), хотя также прошел этот опыт. Так на выставке будет представлена и его версия "Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц". Художник пошел путем создания новых жанров, новых иконографических схем, ориентируясь преимущественно не на бытовые образы, а на мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма. Сравнительно небольшое количество работ Яна Брейгеля Старшего дополнят картины его сына, ученика и наследника мастерской – Яна Брейгеля Младшего (1601–1678). Их мастерская была одним из самых популярных и востребованных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.
Коллекция фламандской живописи XVII века представлена в собрании коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз во многом как продолжение художественной традиции Брейгелей, которая господствовала в Антверпене вплоть до XVIII века. Сформировавшиеся на ее основе жанры: пейзаж, натюрморт, портрет выросли в целые школы и направления, которые на выставке будут представлены образцами творчества известных художников.
Елена Харламова, министр культуры Московской области:
"Если бы во всемирной истории искусств создавались рейтинги великих династий, то одну из первых строк в этом списке без сомнения заняла бы семья Брейгелей. В течение столетия, на протяжении четырех поколений, она подарила человечеству почти дюжину художников, не говоря уже о многочисленных подражателях и последователях брейгелевской традиции. Можно говорить о целом явлении, которое занимает искусствоведов и простых ценителей по сей день. Выставка в нашем подмосковном музее "Новый Иерусалим" представляет это явление во всем его разнообразии и масштабе. Именно такой синтезированный взгляд на эпоху делает выставку особенной и, уверена, привлечет к экспозиции большой интерес".
Непосредственно "брейгелевский" раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, исполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии различных растений, насекомых и морских гадов.
Отдельную группу на выставке образуют работы Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса – известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров, предпочитавших создавать произведения камерного формата и в этом смысле выступавших прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.
Предмет особенной гордости коллекции четы московских коллекционеров – произведения фламандских и голландских натюрмортистов, особенно раннего этапа в развитии этого жанра. Такого рода картины сравнительно поздно и, главным образом, уже после Второй мировой войны, стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей, поэтому они до сих пор, за редчайшими исключениями, отсутствуют в музеях России. Оттого первоклассные по живописному качеству образцы этого жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел. Одновременно они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта. Несомненно, немалый интерес как для специалистов, так и для широкого круга любителей представляет возможность увидеть в сопоставлении все нюансы как общности композиционной типологии, так и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.
Вадим Садков, профессор, доктор искусствоведения, куратор выставки:
"Картины из собрания Валерии и Константина Мауергауз, в повседневной жизни украшающие домашние интерьеры, в пространстве выставки обретают строгий, логически выверенный музейный облик. Шумная многоголосица живописного языка их авторов получила стройную оркестровку, а общий качественный уровень и художественное разнообразие представленных произведений оказались вполне сопоставимы с экспозициями многих ведущих музеев Европы и Америки. Тематическая выставка, составленная из первоклассных картин, хранящихся в труднодоступном для широкого зрителя частном собрании, превосходно характеризует весь спектр и индивидуальные особенности внутреннего развития и последующей трансформации брейгелевской традиции в живописи Фландрии и Голландии на протяжении XVII века. Сегодня как одну из самых печальных страниц в истории отечественной культуры принято вспоминать массовые распродажи художественных ценностей в начале 1930-х годов. В результате подавляющее большинство шедевров, как известно, оказалось в музеях США, Португалии и Нидерландов. Сейчас этот процесс стал на наших глазах обретать ярко выраженную обратную направленность. Частная коллекция, любовно и со вкусом за сравнительно короткий срок собранная москвичами Валерией и Константином Мауергауз, – показательный и впечатляющий тому пример".
Василий Кузнецов, генеральный директор музея "Новый Иерусалим":
"Творчество старых мастеров никогда еще столь обширно не представлялось в Новом Иерусалиме. Мы давно подходили к этой теме и рады, что удалось раскрыть ее настолько полно. Это не первый опыт, когда музей "Новый Иерусалим" делает большой выставочный проект с работами из частных коллекций. Такое сотрудничество всегда дарит встречи с недоступными произведениями, которые нельзя в любое время увидеть в музее. В этом их особенная ценность".
Площадь выставки составит 650 кв.м. В рамках выставки готовятся онлайн и офлайн образовательные мероприятия, лекции и экскурсии. К вернисажу будет представлен каталог выставки.
Адрес музея "Новый Иерусалим":
Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1