Украина может остаться без вакцины от COVID-19
Украинский Минздрав утвердил план вакцинации населения от коронавируса до 2022 года. И это в условиях отсутствия в стране какой-либо вакцины вообще, под влиянием Запада не желая просить российскую и безуспешно добиваясь поставок западных. Украина может оказаться единственной страной в Европе, которая останется полностью беззащитной против COVID-19. Зеленскому это снова припомнили, когда хоронили умершего от коронавируса губернатора Кернеса.
Тело Геннадия Кернеса ночью самолетом доставили в Харьков из Берлина, где на прошлой неделе он скончался в клинике "Шарите". Город уже несколько дней готовился к похоронам, масштабнее которых здесь не видывали.
Четыре центральные улицы были перекрыты. В госучреждениях стены, на которых панно в стиле соцреализма, закрыли черной тканью.
Отпевание прошло в самом большом в Харькове Благовещенском соборе. Гражданская панихида состоялась в оперном театре, на церемонии играл симфонический оркестр.
Очередь из желающих попрощаться тянулась на сотни метров от здания. Здесь были мэры Киева, Одессы, Днепропетровска, но никого из высшего руководства Украины. Мало того, что у Кернеса с властями периодически случались разногласия, так еще и умер он от коронавируса. Прийти на похороны — это как в очередной раз напомнить о своей беспомощности перед пандемией.
"Все это время на Украине происходила имитация бурной деятельности. Нам рассказывали о том, что есть всемирная инициатива COVAX, а теперь мы узнали, что она не профинансирована, не имеет никакой вакцины, и мы от них в ближайшее время ничего не получим", — заявил глава Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко.
Вакцина для Украины — больная тема. Поначалу там и вовсе обещали сделать свою, но после кадров в львовской лаборатории, где якобы идут исследования, к этой теме больше не возвращались. Против российского "Спутника V" развернулась самая настоящая информационная кампания.
"Россия упорно пихает нам свою муть, которую они называют вакциной от коронавируса. Я лично лучше бензином внутривенно буду лечиться, нежели российской отравой", — сообщил телеведущий Егор Скорина.
Закончилось все тем, что временная поверенная в делах американского посольства Квин пригласила на ужин украинского министра здравоохранения Степанова, а после сама за всю Украину высказалась:
— Украина не будет покупать российскую вакцину от коронавируса, которая не прошла клинических исследований на безопасность.
При этом в России не только уже прошли все испытания, но и началась масштабная вакцинация. А вот Запад поставлять свои препараты на Украину и не собирается. Единственное, о чем удалось договориться, это участие в международной программе COVAX для малоимущих стран.
"Мы должны получить восемь миллионов доз. Сроки сейчас еще уточняются, но мы рассчитываем, что это будет конец первого, начало второго квартала — это наше желание", — отметил министр здравоохранения Украины Максим Степанов.
Это желание, судя по всему, невыполнимое. По данным британского The Economist, Украина по этой программе прививаться начнет в третью очередь — не раньше апреля 2022-го. Президент Зеленский к Белому дому обращался через газету:
— Конечно, невозможно объяснить украинскому обществу, почему, когда Америка и Европа не делают нам вакцины, мы не должны получать их из России.
И только для обращения к собственным гражданам Зеленский все еще сохранял показной оптимизм:
— Мы продолжаем работать над получением Украиной вакцины от коронавируса. Очень ждем ее в конце первого квартала 2021 года.
А действия украинского правительства и вовсе напоминают теперь лихорадочный поиск выхода из ситуации.
"Ведутся активные переговоры с Польшей, которая может стать страной-посредником в получении вакцин от ЕС. Алгоритм действий согласован, и мы по нему движемся", — сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
Хотя и Польша делиться вакциной будет только после того, как будет насыщен ее внутренний рынок. Это при том, что Россия сразу после регистрации "Спутника V" предложила Украине свою помощь. Лидер оппозиционного блока "За жизнь" Медведчук и сам привился, и готов был производить препарат в Харькове в промышленных масштабах.