Эксперты назвали возможные причины крушения "Онеги"
Вот уже 12 часов в 40 км от юго-западной части Новой Земли продолжается спецоперация по поиску потерпевшего кораблекрушение судна "Онега". По предварительной информации, траулер опрокинулся, поднимая трос с уловом. Рыбаков, которые находились на палубе, буквально смыло в море.
Несмотря на то, что судно принадлежало компании из Архангельска, портом приписки был именно Мурманск: из него и вышла "Онега" в свой последний рейс 13 декабря. Большая часть экипажа – 16 из 19 человек мурманчане, которые знали, как работать и вести себя в северной стихии.
На момент крушения в районе были волны в несколько метров высотой и ветер порывами свыше 14 м/с. Оказавшееся поблизости судно "Войково" приняло на борт двух человек – сейчас их жизни ничто не угрожает. Спустя несколько часов обнаружили тело еще одного члена экипажа. Поиск остальных ведется до сих пор.
О ЧП стало известно в районе 4 утра по московскому времени. Буквально через 5 минут после этого судно пропало с навигационных систем. Одна из возможных версий – сильный удар волны в левую часть корпуса, после чего «Онега завалилась на правый борт и зачерпнула воду через люк для рыболовного троса.
Судно было построено в Норвегии в 1979 году. Последние годы ходило под флагом России. Валовая вместимость – 368 тонн. Принадлежит рыболовецкому колхозу имени Калинина, который находится в Архангельске. В последний раз "Онега" заходила в Мурманск 11 декабря.
По факту затопления судна возбуждено уголовное дело, уже проводятся проверки. На данный момент 16 человек числятся пропавшими без вести. В сети уже опубликован список членов команды.
Глава Мурманской области распорядился оказать всю необходимую помощь семьям моряков, как психологическую, так и финансовую.
"Из 19 членов экипажа 16 – мурманчане, их семьям будет оказана вся необходимая поддержка", – сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
В Мурманскую область из Архангельска в срочном порядке вылетело руководство компании. По их версии экипаж был опытный, судно прошло все проверки, поэтому причиной трагедии могло стать только одно – стихия.
"Судну – 40 лет, все ремонты проводились как положено, технически судно было абсолютно готово вести промысел", – говорит владелец рыболовецкого траулера "Онега" Андрей Заика.
Подобная трагедия уже была 25 лет назад – тогда из-за обледенения в Норвежском море затонул траулер "Новгородец", погибли 10 человек.
"Здесь, по всей видимости, как всегда, играет человеческий фактор – что-то случилось, кто-то не досмотрел. Все морские документы по живучести написаны, к сожалению, кровью, и там нужно только это выполнять, следить, относиться ответственно к своей работе", – отметил Константин Древетняк – генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера.
Нам удалось встретиться с бывшим капитаном "Онеги" Александром Забавниковым. Он не верит в версию с обледенением. Несмотря на солидный возраст, судно, по его словам, было в отличном состоянии, а коллектив – профессиональным. "Чтобы судно перевернулось, оно должно полностью покрыться льдом и экипаж для этого ничего не делал. И если бы было обледенение, судно бы не стало так быстро тонуть, оно бы потихоньку-потихоньку начало менять свое положение и люди бы, может бы, и спаслись", – отметил Забавников.
Рыбаки были в специальных гидрокостюмах. Но в зимних водах Баренцева моря они помогают продержаться всего 5-6 часов – температура воды сейчас около +3 градусов. Причины и обстоятельства катастрофы будет устанавливать специальная комиссия. Следователи рассчитывают на показания выживших – сейчас их отправили на большую землю.
Словами соболезнования родным погибших начал сегодня совещание глава кабинета министров Михаил Мишустин. Он поручил оперативно оказать семьям моряков с траулера "Онега" всю необходимую помощь.
Уже создана специальная правительственная комиссия, которая установит точные причины крушения судна "Онега". Она координирует действия МЧС, МВД, Генпрокуратуры, Росрыболовства, а также руководства Мурманской и Архангельской областей.