12 января 2021, 20:10 12 января 2021, 21:10 12 января 2021, 22:10 12 января 2021, 23:10 13 января 2021, 00:10 13 января 2021, 01:10 13 января 2021, 02:10 13 января 2021, 03:10 13 января 2021, 04:10 13 января 2021, 05:10 13 января 2021, 06:10
  • Александр Евстигнеев

Лишение прав на раз-два-три: за что водитель может стать пешеходом

  • Лишение прав на раз-два-три: за что водитель может стать пешеходом
  • Картинка
    Лишение прав на раз-два-три: за что водитель может стать пешеходом
  • Лишение прав на раз-два-три: за что водитель может стать пешеходом
МВД и министерство юстиции работают над нововведениями, которые могут сделать водителей автотранспортных средств надолго пешеходами. Лишиться прав на раз-два-три: три грубых нарушения правил за год – и водитель становится пешеходом.

Наряду с целым рядом нововведений, которые ожидают автомобилистов в наступившем 2021 году, а среди них реформа техосмотра, отмена экзамена на площадке и электронные договора купли-продажи авто, планируется и ужесточение наказания за систематическое нарушение ПДД. Эти меры сейчас разрабатывает министерство юстиции. Какое поведение на дороге превратит водителя в пешехода?

Лишиться прав на раз-два-три. Три грубых нарушения правил за год – и водитель становится пешеходом. За проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости на 60 километров в час и больше. Любое сочетание. Набрал три штрафа ‑ есть год-полтора походить, подумать.

"Если человек гоняет более 120 километров час там, где 60, то очевидно, знаете, он потенциальный убийца, скажем честно. И если это раз сделал, два сделал, три сделал, его надо останавливать. Вот, собственно, и вся арифметика", – подчеркивает первый зампред думского комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин.

В административный кодекс изменения пока не внесли, над ними работают министерство юстиции и МВД. Цель очевидна – остановить злостных нарушителей. Но водители уже нашли слабые места законопроекта. Например, планируется, что даже грубые нарушения, зафиксированные камерой, а не инспектором, учитываться не будут. За них по-прежнему – штраф.

"По данным камер лишить права управления невозможно. То есть, получается, что по данным камер наказать тех самых злостных нарушителей закон просто не позволяет. Это сделать могут только инспекторы, а их, как мы знаем, крайне мало", – отмечает автоэксперт, адвокат общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько.

Другая сторона: больше инспекторов – больше потенциальной возможности коррупции. По схеме: если осталось одно грубое нарушение до лишения, то многие водители будут предлагать "как-то решить проблему на месте".

"В сознании инспектора еще нет такого, что взятку брать нельзя. А в сознании нас, водителей, нет еще, что взятку давать нельзя. Поэтому, конечно, коррупционная составляющая будет присутствовать. Ликвидировать это никто, включая общественные институты, так быстро не сможет", – поясняет вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Так было и в Советском Союзе. Но, тем не менее, система лишения прав "за проколы" работала. И этот опыт сейчас учитывают.

Пожалуй, самый неприятный звук для любого советского водителя – щелчки дыроколом. Это даже пострашнее, чем свисток. В специальном "Талоне предупреждений" за каждое грубое нарушение правил дорожного движения делали, как называли тогда, просечки – отверстия. Три просечки за 12 месяцев ‑ и человек лишался водительского удостоверения на год. Естественно, затем приходилось заново сдавать на права.

Судя по проколам, водитель получил два в 1962 году. Удержался, прав не лишили. Тогда, кстати, шли на ухищрения. Самое изощренное – найти, где заламинировать талон.

‑ Вынужден сделать вам просечку. Не прокалывается…

– Не прокалывается? – удивлялся водитель из фильма 1982 года "Инспектор ГАИ".

В 1989-м "проколы" отменили и до 2000 года в России работала система штрафных баллов. В Европе она эффективно работает и сейчас. Причем, довольно жесткая, по сравнению с российским законопроектом.

Например, в Дании, также как в СССР, права забирают за три прокола. В Нидерландах за два штрафных балла лишение прав и пересдача. В Великобритании критический уровень – 12 баллов: три ‑ за разговор по мобильному за рулем, в 9 баллов обойдется агрессивная езда.

В Италии водителю, наоборот дают 20 баллов, плюс еще два каждые два года. И отнимают за нарушения. Проезд на красный – сразу минус 6 баллов. В Норвегии прав лишают за 8 штрафных баллов, в Германии, чтобы вернуть удостоверение нужно пройти проверку на вменяемость. Это называется "идиотентест".

Лишение прав за три грубых нарушения должно сократить количество аварий. Во-первых, смертельных, а во-вторых, циничных, когда водитель проезжает на красный или по встречной раз за разом просто потому, что хватает денег на штрафы. Как это было, например, в случае со скандально известной Марой Багдасарян: сотни штрафов и... ничего.

Лишить прав – не значит остановить. За руль садятся и без документов. Ряд экспертов считает, что здесь уже нужно вводить уголовную ответственность. Но пока водители, разъезжающие за рулем после лишения, в законопроекте не упоминаются.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация