В Смоленском государственном музее-заповеднике восстанавливают портрет святого Иеронима Стридонского
В Смоленском государственном музее-заповеднике реставрируют полотно неизвестного голландского живописца XVI века. Оказалось, что портрет святого Иеронима Стридонского хранит немало тайн. О секретах старинного полотна — Анастасия Артёменко.
Мазками размером с точку художник-реставратор возвращает цвет туда, где авторская живопись была утрачена. Восстановление портрета Святого Иеронима почти завершено. У Ольги Куликовой ушло несколько месяцев, чтобы вернуть старинной картине экспозиционный вид.
Когда специалисты сняли поздние слои лака, оказалось, что стол в келье был не черного, а зеленого цвета. Стали видны предметы, о существовании которых раньше не подозревали — например, очки и ножницы для свечей.
Каждая деталь на портрете несет тайный смысл и философский посыл. Так, череп, часы и догорающая свеча говорят о бренности человеческой жизни. Ножницы — что нить жизни может быть обрезана в любой миг.
Ольга Белкина, сотрудник Смоленской художественной галереи: «Если такие элементы композиции, как книга зрителю весьма понятны (книга указывает на знания; очки тоже весьма легко расшифровать — они говорят о мудрости), то предмет довольно загадочный — это расческа. Расческа нам говорит о систематизации знаний».
Многие изображения Святого Иеронима в той или иной степени повторяют живописный портрет кисти Альбрехта Дюрера. И смоленское полотно в том числе. Красное одеяние Иеронима Стридонского напоминает, что спустя много веков после смерти он был посвящен в сан кардинала. Черная биретта на голове — традиционный атрибут католического священника. Однако в процессе расчистки оказалось, что головной убор святого раньше черным не был.
«Обнаружилось в местах утрат, что цвет совершенно другой у шапочки. Это голубой цвет, то есть как у Дюрера изначально. Причем краска старая, тонкотертая, видимо, лазурит», — рассказала реставратор Ольга Куликова.
Если искусствоведы посчитают нужным, реставраторы вернут головному убору исконный голубой. А пока они пытаются выяснить, почему биретта Святого Иеронима на смоленской картине поменяла свой цвет.