В Музее истории Хабаровска – выставка "Загадка амурской шаманки"
"Загадку амурской шаманки" предлагают разгадать посетителям Музея истории Хабаровска. В 1992 году археологи обнаружили захоронение женщины, которая жила на Амуре в XV веке. Облик шаманки удалось реконструировать, но многие ее тайны не раскрыты до сих пор. С подробностями – Надежда Курилина.
Над детективной историей, которая произошла пятьсот лет назад, до сих пор ломают голову ученые. Дело в том, что могила, обнаруженная сотрудниками краевого центра охраны памятников в районе залива Баня, не имеет аналогов в Приамурье.
"Во-первых, сам погребенный лежал лицом вниз. Это раз. Сверху на нем лежал котел железный, и над ним сверху находилась большая каменная ступа, довольно массивная, которая сверху венчала всю эту конструкцию. Плюс были обнаружены остатки украшений, остатки одежды. Но все в довольно плохом состоянии", – рассказал научный сотрудник отдела исторических исследований выставочной работы Музея истории Хабаровска Александр Соболев.
То, что останки принадлежат тридцатипятилетней женщине, выяснили, обратившись за помощью к профессиональным криминалистам. Сергею Киселеву, одному из тех, кто обнаружил погребение в 92-м, только недавно удалось воспроизвести ее внешний облик по методу знаменитого антрополога Михаила Герасимова.
"Мне пришлось около двадцати раз переливать эту голову, чтобы получилась, скажем так, анатомическая схожесть", – пояснил археолог и реставратор краевого центра охраны памятников Сергей Киселев.
Три пары серег, найденных рядом с усопшей, из посеребренной медной проволоки, украшенные бусинами из стеклопасты говорят о том, что она была не из бедных. А металлический котел и каменная ступа, которыми было закрыто тело, возможно, играют роль осинового кола, по аналогии с захоронениями славянских колдунов. Поэтому ученые и назвали ее шаманкой. Однако к какому этносу принадлежала женщина, так до сих пор и не выяснили.
У коренного населения Нижнего Амура до прихода переселенцев из центра России, традиции захоронения в землю не было. Усопших оставляли на земле в глухих местах тайги, на островах или даже просто на деревьях. В отличие от дауров или дючеров, которые жили здесь в XV веке – этим периодом датируется могила так называемой шаманки. Но они никогда не накрывали своих покойников предметами кухонной утвари. В будущем тайну шаманки обязательно раскроют. А пока история этой находки и методы воссоздания ее внешности представлены на выставке в Музее истории города.