Выберите регион

Смотрим на

МХАТ имени Горького представляет премьеру спектакля "Лес".

МХАТ имени Горького представляет премьеру спектакля "Лес". Пьесу Островского поставил петербургский режиссёр Виктор Крамер, и его трактовка далека от классической. Валерия Кудрявцева побывала на пресс-показе.

Перед спектаклем Виктор Крамер лично проверяет, проходит ногами всю декорацию. Крамер не только режиссер, но и художник своих спектаклей. Сделанная из пружинящего изолона конструкция напоминает огромную гору щепок – все, что осталось от некогда прекрасного леса человеческой души. Таков был первый образ, который родился у Крамера применительно к пьесе Островского. Первый и принципиально важный.

«Понятно, что это гипербола, но в моем ощущении в этой пьесе, как иногда и в действительности, мы все еще предполагаем, что лес есть. А его уже фактически нет. Мы его почти уничтожили. Фактически уничтожили. Если лес воспринимать не как только экологический элемент или элемент природы, а как образ, то вот во что мы превратили свою душу – в труху, в щепки», – пояснил режиссер.

В это время за кулисами – последние штрихи грима, костюмы, по которым никак невозможно было бы угадать пьесу, и хор лесорубов – настраивается и распевается перед выходом. Шутки, азарт и традиционные ритуалы.

Виктор Крамер – режиссер, который умеет удивлять неординарными художественными решениями. Классическую историю он превратил в яркое, красочное шоу. Раиса Гурмыжская у него руководит домашним хором, в который входят местные помещики и лесорубы.

Гурмыжскую репетировала Надежда Маркина, но заболела, и за 5 дней до премьеры в "Лес" вводилась Татьяна Поппе. Ключницу Улиту – ровесницу Гурмыжской – неожиданно сыграла Алиса Гребенщикова.

«Моя Улита, она сутулая, хромая, она плохо видит, ей вообще тяжело живется. И для меня, как для актрисы, такая роль – это настоящий подарок, потому что играть сломленного судьбой человека – это всегда интересно», – призналась Гребенщикова.

Крамер убрал из текста Островского устаревшие слова и фразы, пригласил яркий актерский дуэт: Андрей Мерзликин – Несчастливцев, Григорий Сиятвинда – Счастливцев.

«В «Лесе» описание Счастливцева, как фоторобот, мне кажется, для меня, включая даже испаньолку», – рассказал Сиятвинда.

«Наша пара живет театром, но как видом искусства. Кто знает, тот поймет. Это когда к своей профессии ты относишься не как то, что тебе нравится делать, а то, без чего ты жить не можешь», – добавил Мерзликин.

В "Лесе" Крамера театр Счастливцева и Несчастливцева – по-прежнему выше и чище театра житейского. Но в этом спектакле актерская пара рухнула на самое дно. Никто и нигде их не ждет. Они пытаются зацепиться за прошлое, за малую родину, которая может быть, спасет, но и она уже разрушена. И все же в финале спектакля режиссер оставляет надежду: будущая жизнь может прорасти из одного только желудя.

Спектакль в экстремальных условиях. Его авторы верят, что это один из способов сохранить свой лес и не превратиться в труху.

Читайте также

Видео по теме