130 лет со дня рождения дирижера Николая Голованова
Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения дирижёра и композитора Николая Голованова. В честь юбилея в Российском национальном музее музыки открывают фестиваль "Голованов-гала".
В российском национальном музее музыки Голованов гала – концерты к 130-летию Голованова. Дирижер, пианист, композитор именно в такой последовательности слов во многих энциклопедиях начинаются статьи, посвященные Николаю Голованову. Для многих его имя в первую очередь ассоциируется с профессией дирижера. Хотя он писал духовную музыку, оперы, симфонические поэмы. Он автор более двух сотен романсов. После ухода Голованова из жизни, на долгие годы о его музыке забыли.
Романсы Николая Голованова солист Большого театра Игорь Головатенко только начинает для себя открывать. Уникальные рукописи – забытые страницы из наследия композитора. Почти все свои музыкальные произведения Николай Голованов писал в стол. Признаваясь "Сочиняя урывками, в какие-то просветы, от случая к случаю, мне все же кое-что удалось сделать".
"Я был поражен качеством композиторской работы, красотой музыки, качеством. Я думаю, музыка на уровне работ Рахманинова, Скрябина. Жаль Голованов не достиг таких высот как Рахманинов, как Скрябин, но потенциал не меньший, чем у этих композиторов", – заявил солист Большого театра Игорь Головатенко.
Московскую консерваторию Николай Голованов окончил в 1914 году по классу композиции. Его диплом – оперу "Принцесса Юрата" назвали "вещью исключительной красоты и силы".
"Ему – тогда единственному ученику консерватории – присудили премию в 1000 рублей. Оперу решили исполнить, но разгорелась Первая мировая война – прозвучала лишь сюита", – рассказала научный сотрудник музея – квартиры Голованова, хранитель музейных предметов Анастасия Нищак.
Симфонии, оркестровые сюиты, произведения для фортепиано, симфонические поэмы, прелюдия к драме Оскара Уайльда "Саломея" – эти произведения десятилетиями существовали лишь на бумаге. При жизни композитор не услышал исполнения и своих духовных сочинений. Их более 70.
Среди экспонатов музея квартиры Голованова – рукопись духовного сочинения Святителю Трифону. Вверху размашистым почерком автор указал свое имя. Записи Николая Голованова сохранились и в партитурах, с которыми он работал как дирижер.
В штате Большого театра Николай Голованов с 1915 года. Критики отмечали – звучание оркестра под управлением Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, но во второй половине 1920-х годов против Голованова развернули кампанию по дискредитации. Дирижера обвиняли в том, что он "привносит в советский театр старые, буржуазные нравы." После этого его не раз увольняли из Большого театра и восстанавливали в должности.
«Голованова называли главным дирижером СССР, его постановки в Большом театре, до сих пор некоторые из них считаются эталонными, его работы с оркестром, артистами, его интерпретации произведений они отличались от для того времени, все что он делал было не стандартно», – отметил Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Среди тех, кто популяризирует творчество Голованова сегодня Фонд Михаила Плетнева, дирижер вспоминает, как записи сочинений, где дирижирует Голованов, предложил послушать Лейфу Ове Андснесу. Норвежский пианист в тот момент очень спешил, сказав, что у него есть только пять минут.
"Через два часа, мы с Лейфом Ове слушали один диск за другим, он взял запись "Бориса Годунова" и спросил: "А этот тоже на таком же уровне? А давай и этот послушаем!". Даже я не мог себе представить, что так можно играть Грига, он был потрясен тем что услышал", – вспоминает пианист, композитор и дирижёр. Народный артист РСФСР Михаил Плетнев.
Требовательный, не идущий на компромиссы Николай Голованов говорил: "Самое страшное в дирижере – равнодушие и холодность. Художник всегда должен быть страстным пророком своей веры и всецело убежденным артистом".