Архивы архитектора Владимира Сомова передали в Музей имени Щусева
Московскому музею архитектуры передали архив Владимира Сомова. Часть полученных материалов, а это графика, живопись, эскизы и конкурсные проекты архитектора музей планирует показать на ближайших выставках. Подробности – у Антона Николаева.
Архитектор Владимир Сомов построил за свою жизнь не так уж и много. Два драматических театра: один в Великом Новгороде, знаменитый "театр-космический корабль", второй – на другом конце Советского Союза, в Благовещенске. Среди иных реализованных проектов – санаторно-курортные постройки на Южном берегу Крыма – это санаторий "Донбас" в Ялте. Большая же часть проектов Владимира Сомова осталась только на бумаге. Теперь весь его архив, а это сотни рисунков и чертежей самых разнообразных построек родственники архитектора передали в музей архитектуры.
"Эти работы нашли у него в квартире после его ухода. Слава Богу, смогли передать. Я думаю, что он бы этим гордился, сказал бы спасибо, потому что он очень сильно переживал из-за них", – делится даритель архива Виктор Гоголев.
Основной интерес, по словам сотрудников музея, представляют идеи Сомова об архитектуре театральных зданий. Он работал в институте "Гипротеатр», который разрабатывал типовые театральные здания для всего Союза, а также изучал взаимосвязь архитектуры и сценографии.
"Это был большой экспериментатор. Его творчество пришлось на 60-е и 70-е годы. Архитекторы обратились к широкому спектру формотворческих концепций. Здесь была и бионика, и кибернетика, и математика, и геометрия, и живая природа, и искусственные миры, космос, атомная энергия. И вот это огромное количество новых понятий, новых терминов, новых графических концепций нашла отражение в творчестве советских архитекторов этого времени", – рассказывает Марк Акопян, старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. Щусева.
Полностью реализовать свои идеи Владимиру Сомову не удалось даже в тех проектах, которые были построены. Вот так, например, по задумке архитектора, должны было выглядеть фойе театра в Новгороде. Сохранились в архиве Сомова и проекты, с которыми он участвовал в международных конкурсах.
"Это проект оперного театра на площади Бастилии в Париже – конкурсный проект 70-х годов", – показывает одну из работ Сомова Марк Акопян.
А вот комплекс здания университета в итальянском городе Козенца. Ещё более фантастично выглядит проект библиотеки в Дамаске. Этот стиль сам архитектор называл звездными эпюрами. Марк Акопян поясняет: "Эти работы пополняют и расширяют наши представления о методе, о творчестве советских архитекторов в оттепельной и постоттепельной эпохе".
В 90-е годы архивы многих проектных организаций были уничтожены. В основном, из-за простого пренебрежения теми материалами, которые в них хранились. Сегодня у исследователей появился интерес к архитектуре советского модернизма, одним из ярких представителей которого и был Владимир Сомов.