"Дом маяков" открылся в Кронштадте
В Кронштадте открылся "Дом маяков". Помимо макетов, там можно увидеть комнату смотрителя маяка, модель акватории Невской губы со всем комплексом навигационного оборудования и многое другое.
Первый в стране музей маячной службы появился в Кронштадте два года назад. Теперь трудами все тех же отставных морских офицеров на острове Котлин открылся "Дом маяков". В нем собрали точные копии всех навигационных сооружений в округе. Далось это авторам нелегко.
"Огромная работа. Поверьте мне, огромная. Потому что чертежей маяков не осталось. Связываемся с маячниками и просим, чтобы они нам сфотографировали какие-то элементы. Поэтому рождение каждого маяка, который вы видите, – это целый процесс. И он долгий и кропотливый", – отметил один из создателей музея Михаил Бородавкин.
В четырех залах – несколько десятков макетов. И смотрители больше рассказывают об архитектурных особенностях. Считается, что все маяки в мире строят по одному канону. Но это не совсем так. Например, одинаковых верхушек не бывает. А самое главное – у всех маяков разные так называемые "фазы горения и молчания". У Толбухина, например, три и девять секунд соответственно. А вот на острове Южный Гогланд интервалы – полторы и четыре с половиной секунды. Объединяет башни, конечно, оптика – на многих до сих пор стоят линзы Френеля, придуманные еще в XIX веке.
Эта линза Френеля – самый старый экспонат музея. Ее сделали во Франции в 1914 году и тогда же установили на передний створный маяк Петербургского морского канала. Там она проработала почти сто лет – до 2012 года.
Конечно, сейчас, оборудование на башнях пытаются заменить на светодиоды. Они более экономичные. Но и менее мощные – посылают луч света всего на двадцать километров. Это вдвое меньше, чем у старой лампы накаливания.
Жемчужина экспозиции – миниатюра акватории Финского залива. По ней видно, почему петербургский фарватер называют самым сложным в мире. Каждая отмель обозначена маяком или сигнальным буем. Такой их концентрации нет больше нигде. Маяки до сих пор не теряют своей актуальности, говорят в музее. GPS-навигация иногда дает сбои, особенно на самых сложных участках пути. Огни путеводных башен всегда верно указывают направление.
"Осадка судов становится все ниже, корабли все крупнее, круизные лайнеры. Киль у них проседает все глубже. И фарватер, который основной, его постоянно углубляют", – рассказала смотритель музея Катарина Максимова.
Пока в собрании макеты только кронштадтских маяков, но в музее уже есть идеи по созданию экспозиций дальневосточных, черноморских сооружений, а также интересных сигнальных башен Европы и мира, а значит, гостеприимных "Домов маяков" будет еще больше.