26 января 2021, 21:14 26 января 2021, 22:14 26 января 2021, 23:14 27 января 2021, 00:14 27 января 2021, 01:14 27 января 2021, 02:14 27 января 2021, 03:14 27 января 2021, 04:14 27 января 2021, 05:14 27 января 2021, 06:14 27 января 2021, 07:14

О съемках киноэпопеи "Освобождение"

  • О съемках киноэпопеи "Освобождение"
  • Картинка
    О съемках киноэпопеи "Освобождение"
  • О съемках киноэпопеи "Освобождение"
"Освобождение" – главный фильм режиссера Юрия Озерова.

Исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Озерова. В 45-м, перед штурмом Кенигсберга, будущий режиссер загадал – если останется жив, расскажет правду об этой страшной войне. Но к своему главному фильму о Великой Отечественной он шел более 20 лет. О съемках эпопеи "Освобождение" – Станислав Анисимов.

Холостые выстрелы звучат гораздо громче боевых, утверждают участники съемок. Место действия – Берлин. По соседству идет размеренная послевоенная жизнь. И вдруг –разбитые окна в жилых домах, возмущение жителей. Съемки "Освобождения" вообще хотели запретить.

"Они возмущались не из-за того, что стекла вылетели, стекла мы вставим. Но дело в том, что стекла вылетали вместе с рамами. Целый квартал расфигачили", – вспоминает народный артист РСФСР Михаил Ножкин.

Юрий Николаевич Озеров – фронтовик и режиссер, до "Освобождения" уже снимавший фильмы о Великой Отечественной. От съемочной группы он требовал точности в деталях при создании макетов и декораций. Съемки в Берлине, с которых началась работа над "Освобождением", стали работой в буквальном смысле с уходящей натурой.

Из архивных документов: "Руководство студии "Дефа" сообщило, что по решению магистрата Берлина, все руины, оставшиеся после войны, должны быть разобраны к июню 1968 года... Если руины не будут использованы в фильме, то потребуется огромное строительство дорогостоящих декораций, которые никогда не смогут заменить подлинную натуру в Берлине. Просим вашего разрешения на проведение съемок уходящей натуры в Берлине в Мае 1968 года (1,5 месяца)", – Генеральный директор В. Сурин.

Съёмки затопления метро прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки, куда доставили вывезенные в 45-м году из столицы Германии вагоны. Эффектный эпизод мог обернуться катастрофой – когда открыли шлюз, кабели съемочной и осветительной техники оказались в воде.

"500 человек вареных было бы. Ничего? Это фильм о войне! Кошмар! И вроде бы осталось полсмены – доплыть – и не знаем, что делать. И Игорь Слабневич говорит: "Да что же вы, мужики. Да мы же Эльбу брали. Вперед!" Бросился, на самом деле, как на амбразуру. Я за ним", – рассказывает Михаил Ножкин.

Оператор Игорь Слабневич – бывший танкист, в 44-м году в его Т-34 попал немецкий снаряд. Ракурс оператора – взгляд непосредственного участника боевых действий.

Ни в СССР, ни в ГДР на момент съемок не было исправных танков "Тигр". Подключились декораторы. Они установили бутафорские башни на советских послевоенных Т-44. Танки имели достаточно низкий силуэт и без труда справились с ролью.

"Несмотря на то, что "Тигр" изначально крупнее, это тяжелый танк, а Т-44 – это средний танк, работа, которую провели на одном из танковых заводов, была качественной, и в итоге, не специалисту найти разницу достаточно тяжело", – говорит Антон Гурков, экскурсовод Музея техники Вадима Задорожного.

Чтобы добиться достоверности в изображении воздушных боев, Юрию Озерову пришлось пригласить в фильм участников боевых действий.

"Наши реактивщики современные не могли так низко летать. Нашли пилотов старых, которые еще воевали, которые на бреющем полете могли летать, бомбить", – вспоминает Михаил Ножкин.

Такие масштабные, словно военная операция, съемки требовали консультанта. Георгия Жукова не утвердили, со съемочной группой работал генерал армии Сергей Штеменко. Но ему приходилось всего лишь корректировать действия армии на площадке. Ведь, положенный в основу сценарий прошедших войну Юрия Бондарева и Оскара Курганова, отличала документальная точность.

П. Ротмистров, главный маршал бронетанковых войск: "Смотрел на экран – словно вновь пережил то, что никогда не забывается… Словно снова в окулярах бинокля те же места. И кажется, что даже люди те же – товарищи, боевые друзья. Нет, это другие проявляют выдержку, смекалку, готовы проявить и бесстрашие, как когда-то их отцы. На экране сейчас сыновья, достойные славы отцов!"

"Это эпоха послевоенных солдат и офицеров, которые пришли в искусство со знанием тяжести войны, жизни и смерти", – говорит Михаил Ножкин.

Люди, которые знали, что такое настоящая война, создали один из самых впечатляющих многосерийных эпосов в истории кино.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация