В Ораниенбауме продолжается реставрация Китайского дворца
Продолжается реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме. Завершены работы в десяти залах, осталось восстановить еще два. Сейчас специалисты занимаются убранством Большого Китайского кабинета. За ходом работ наблюдала Екатерина Грициенко.
Подлинное чудо, полное чудес XVIII века – знаменитое суждение Игоря Грабаря об единственном в России сохранившемся примере архитектурного рококо – Китайском дворце. Драгоценная шкатулка Екатерины II. За строительством собственной дачи в то время будущая императрица следила лично, не раз приезжала Ораниенбаум.
"Это была ее первая постройка, в бытность ее еще великой княгиней, когда у нее не было иных увлечений, она вдруг загорелась тем, что построит себе маленькую собственную дачу", – рассказала хранитель Китайского дворца ГМЗ "Петергоф" Татьяна Сясина.
Большой китайский кабинет – один из самых сложных для реставраторов. Чего только стоят деревянные панно – они украшали простенки между окон. Техника маркетри – когда узор не рисуют, а собирают из кусочков шпона – 20 пород только заморской древесины. Еще одна затея – вставки из подкрашенной моржовой кости. Все это великолепие сходится в незатейливый сюжет. Например, романтическая сцена – чем не пастух и пастушка на китайский манер.
Шинуазри – это скорее попытка воплотить представление о Китае, создать некую сказку. Стилистическая точность не важна. Эти изображения кажутся иероглифами, на самом деле, это выдуманные знаки, никакого смысла в них нет.
Сложным для демонтажа оказался плафон большого китайского кабинета. В ноябре его переместили в мастерскую, чтобы заменить крепежи и обработать изнутри. К снятию конструкции, которая прежде покидала свое место лишь во время Великой Отечественной войны, привлекли 25 человек.
"Это живописное панно было привезено из Венеции. Это венецианская школа живописи, художник Якопо Гуарана "Китайская свадьба". Сам сюжет понятен – это такое легкое представление европейского художника о том, как могла проходить китайская свадьба", – пояснила Татьяна Сясина.
Плафон еще предстоит отреставрировать, и делать это будут прямо в зале. Над другими деталями потолка специалисты уже поработали. В процессе под вторым слоем золочения XIX века обнаружили подлинную позолоту XVIII столетия.
"Тогда было принято решение на реставрационном совете – удаление более поздних закрасок, меловых и водоэмульсионных – возвращение к подлинному золочению XVIII века", – говорит директор реставрационной компании Михаил Ботаковский.
А еще после расчистки появилась птица (тоже из XVIII века) и фрагмент голубой краски. В этих интерьерах ощущали себя как будто в летней беседке. Сквозь трельяжную решетку просвечивали кусочки неба. Это хорошо видно в Малом – недавно отреставрированном – Китайском кабинете. Если к началу сезона закончатся ограничения, посетители Ораниенбаума смогут побывать в нем и еще в 11 обновленных залах Китайского дворца.