Выберите регион

Смотрим на

"Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия" — новая выставка в Третьяковской галерее

Имя Константина Кузнецова широко известно во Франции, но практически неизвестно в России. Выставка в Третьяковской галерее — первая экспозиция работ художника на родине после 1909 года.

В Третьяковской галерее открыли для посетителей экспозицию "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия". Это первая в России выставка мастера, которого критики называют "последним рыцарем импрессионизма". Подробности у Анастасии Егоровой.

Картина "Нотр-Дам", как и еще три сотни работ Константина Кузнецова приехали в Россию из Франции несколько лет назад. Их в руки искусствоведам передала Катрин Вейре — правнучка художника. До этого в России хранилось всего несколько его работ.

О художнике Константине Кузнецове в России практически не было никакой информации. До того, как шесть лет назад Константин Ещеркин с коллегами обнаружил в архивах РОСИЗО работы художника. Связался с директором французского музея Понт-Авен, где, по архивным данным, проходила последняя выставка Кузнецова. В ответ получил письмо с почтовым адресом правнучки художника. Списались, та пригласила в Париж.

“Для нас было полной неожиданностью, когда мы пришли в такую комнату и буквально с антресолей достали холсты, которые были завернуты в большой рулон. Их было порядка 60 штук”, – рассказал директор Фонда Константина Кузнецова Константин Ещеркин.

Остальные полотна нашлись у сестер правнучки. Сотни работ Кузнецова передавались из поколения в поколение. Русский зритель впервые увидит картины художника, ведь на родине последний раз его произведения были показаны в 1909-м.

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: “Мне кажется, что эта выставка в Третьяковке — это, действительно, открытие для российской публики совсем нового имени, имени которое очень плохо известно на родине в нашей стране, но которое достаточно хорошо было известно во Франции”.

Это наиболее полная ретроспектива мастера. Такое богатое наследие сохранилось благодаря необычной судьбе художника. Выходец из богатой купеческой нижегородской семьи, Константин Кузнецов уехал в Париж в 33 года, учился у Фернана Кормона — педагога Ван Гога. И писал картины исключительно для себя — не на продажу.

Константин Ещеркин: “Ему предлагал контракт сам Амбруаз Воллар, от которого он отказался, он работал исключительно по велению своей души”.

Амбруаз Воллар — один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже, поддерживал Сезанна, Пикассо, Гогена.

Во Франции Константин Кузнецов увлекся импрессионизмом, вдохновлялся Бретанью и Нормандией. Выезжал на пленэр. На поиски натуры мог потратить целый день. И часто повторял маршруты великих импрессионистов, например, ездил писать скалистые берега на остров Бель-Иль.

Татьяна Юдкевич, куратор выставки: “Это, действительно, была очень тяжелая напряженная работа, потому что это природа дикая, это постоянные ветры, очень быстрая смена погоды, дожди, туманы, это скалы, на которые ему приходилось карабкаться с мольбертом, с холстами, этюдниками, со всеми принадлежностями”.

После революции 1917-го семейные предприятия Кузнецовых в Нижнем Новгороде были конфискованы. Художник практически перестал выезжать за город, писал в Париже. Париж стал лейтмотивом творчества художника спустя три десятилетия с тех пор, как он впервые его увидел. Константин Кузнецов экспериментировал, но оставался верен импрессионизму. Французская пресса его так и называла: "последний рыцарь импрессионизма".

Читайте также

Видео по теме